Месяцы, опаленные войной: Октябрь 1941-го

Месяцы, опаленные войной: Октябрь 1941-го
Фото: Руслан Рыбаков

В историю России навечно вписаны 48 огненных месяцев 1941–1945 годов – столько длилась Великая Отечественная война. В юбилейный год мы рассказываем о событиях каждого из этих месяцев, которые происходили на фронтах Великой Отечественной. О мужестве и героизме земляков-красноярцев, принимавших в них участие.

Октябрь 1941-го

Позже некоторые историки назовут его «черным октябрем»: в этом месяце судьба Москвы висела на волоске. Тяжелейшая, кровавая битва за столицу нашей Родины началась 30 сентября 1941 года и продлилась до 20 апреля 1942-го. А в октябре развернулись самые трагические события этой битвы: разгром Брянского фронта, Вяземский котел, огромные потери с нашей стороны…

В конце сентября 1941-го немецкие войска сломили сопротивление Красной армии на Смоленском направлении. Началось наступление фашистских сил на Москву. Этот план получил название «Тайфун».

На направлении главного удара немецкое командование создало мощный кулак, который по численности людей, техники и орудий в несколько раз превосходил ресурсы советского командования. Поэтому на начальном этапе наступления Германии удалось окружить пять советских армий. В окружение попало около 688 тысяч человек. Случилось это 5 и 6 октября 1941 года в районе Вязьмы. Однако окруженные войска продолжали сопротивление, сковывая до 20 немецких дивизий.

Бойцы Западного фронта в бою под городом Юхновом. Март 1942 года. Фото Леонида Доренского / waralbum.ru

В этих боях отличилась 91-я стрелковая дивизия, дислоцировавшаяся до войны в районе Ачинска. Она сумела пробить брешь в кольце. По трехкилометровому коридору, который в районе Богородицкого невероятными силами одну ночь удерживали сибиряки, из окружения вырвалась 91-я стрелковая дивизия и несколько разрозненных групп из других частей. Утром немцы вновь замкнули окружение.

В районе Ржева и Вязьмы попал в окружение 392-й артиллерийский полк майора Семашко, сформированный в Красноярске. Шестнадцать дней по тылам врага пробирался полк к своим. Всего из окружения удалось вывести 85 тысяч человек.

В это время Гитлер уже создавал специальную саперную команду, которая должна была разрушить Кремль. В Москве наблюдались панические настроения. Было принято решение об эвакуации столицы. Ситуация становилась критической. Командующим Западным фронтом назначили Георгия Жукова.

В бои вступила 119-я стрелковая дивизия генерал-майора Александра Дмитриевича Березина и 510-й гаубичный артиллерийский полк резерва Главного командования из Красноярска.

В этот непростой момент в Москву стали прибывать новые полки из Сибири и с Дальнего Востока. Самые тяжелые сражения за столицу были впереди.

Сто девятнадцатая, героическая, Красноярская…

К концу сентября 1941 года Красноярская 119-я стрелковая дивизия, выведенная в первый эшелон, заняла позиции западнее Ржева. А 8 октября в 11 часов утра первый батальон 634-го полка вступил в бой с превосходящими силами противника.

Фашисты силой до двух батальонов пехоты с танками и артиллерией оттеснили подразделения дивизии в рощу восточнее деревни Васильево, здесь красноармейцам удалось сдержать их до конца дня, отбив три атаки. На следующий день, 9 октября, против сибиряков были брошены 26-я и 6-я пехотные дивизии, поддерживаемые частью 110-й пехотной дивизии немцев.

«На узкий участок фронта – три-четыре километра – обрушился шквал огня. Казалось, горел каждый метр земли. Через минуту вообще не стало ни земли, ни неба, сплошной огонь и дым. Это был штурм… Когда враг перенес огонь на следующий рубеж, началась атака. Сквозь редеющий дым вырастали зеленые силуэты – первые фашисты, которых сибиряки увидели в лицо. Артиллеристы, минометчики, стрелковые подразделения встретили врага мощным прицельным огнем. Зеленая цепь распалась, но за ней появилась вторая, третья… Пьяные фашисты бежали почти не пригибаясь, падали, сраженные нашим огнем, а по их трупам бежали все новые и новые цепи. Это была психическая атака… Откровенно скажу: было страшно. Казалось, встают мертвецы и снова с остекленевшими глазами бросаются в атаку… Но они не были знакомы с сибиряками… Под градом пуль и снарядов немцы отошли… Было отбито девять атак», – вспоминал ветеран дивизии комиссар Иван Петрович Сенкевич.

Фото музея «Мемориал Победы», Красноярск

В течение 9 октября сибиряки из 119-й дивизии отбили, по разным источникам, от 3 до 11 атак, причем несколько из них психических. Во время третьей атаки немцы сумели прорвать наши позиции и заняли Дудкино и Аксенино. Командир 1-го батальона 634-го стрелкового полка Сергей Иванов, собрав оставшиеся силы, смог выбить немцев из деревни Дудкино, однако сам погиб в последней атаке.

На другом участке солдаты 119-й дивизии столкнулись с частью сил 206-й пехотной дивизии из 23-го армейского корпуса фашистов. Она наступала по обеим сторонам дороги Оленино – Ржев. Немцы в течение 11–12 октября ввели резервы и сильными атаками при поддержке артиллерии и танков потеснили левый фланг 119-й стрелковой дивизии, заняв Тишино. Комдив генерал Березин скомандовал отход, красноармейцы создали новый рубеж обороны по линии Клины – Бредовка – Марьевка, где отбили атаку фашистов. В хронике дивизии описывается изнурительный марш-бросок длиной в 50 километров, когда был получен приказ выдвинуться на новый рубеж и занять там оборону. Без отдыха, под огнем противника, дивизия совершила этот бросок. Лошади были не в силах перетаскивать орудия от усталости – на отдельных участках сотни метров пушки тянули бойцы.

«Противник стремился уничтожить дивизию на марше. В некоторых местах немцы двигались параллельно нашим колоннам, непрерывно атакуя с флангов. Группы немецких мотоциклистов прорвались к нам в тыл. В воздухе висели немецкие бомбардировщики», – вспоминал комиссар Сенкевич…

23 октября 1941 года, получив приказ выбить врага из Калинина во взаимодействии с другими соединениями, 119-я стрелковая дивизия ночью переправилась на подручных средствах на правый, занятый немцами берег, организовала там плацдарм и завязала бой в районе деревни Некрасово. Немцы спешно сняли с других участков свои части, стянули артиллерию и вызвали авиацию. В течение шести дней под непрерывной бомбежкой, атакуемая с трех сторон пехотой и танками 119-я Красноярская дивизия держала оборону. Потери были велики, однако не меньшие понесла и лучшая в группе «Центр» 161-я немецкая пехотная дивизия.

Иван Петрович Сенкевич (1910–1991) – ветеран Великой Отечественной, офицер славной 119-й дивизии. Был призван в армию в мае 1941 года из Красноярска. Артиллерист, комиссар, подполковник, зам. командира полка. Воевал на Калининском, 2-м, 3-м Украинских фронтах. Участвовал в освобождении Югославии, Румынии, Венгрии, Австрии. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Белграда», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта».

После войны вернулся в Красноярск. Жил с семьей в маленькой квартире на улице Ленина. Работал бухгалтером, а в свободное время столярничал. Писал воспоминания о войне, издал несколько книг, в том числе «Аэроклубовцы», «Дорога памяти: 119-я Красноярская стрелковая дивизия», «Бой начинается с разведки» – в ней автор рассказал о ратных подвигах сибиряков-красноярцев, воевавших в артиллерии и инженерной разведке. Похоронен на кладбище Бадалык.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 марта 2025
Почему все сделки с землей требуют предварительного межевания
Продать, подарить или обменять участки земли, если их границы не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), теперь невозможно. Такие
Без рубрики
27 марта 2025
Путеводитель добровольца
«Ждал, пока все начнется по-серьезному, а потом сразу пошел в военкомат…» С Василием КОЗЛОВЫМ, нашим земляком, нам удалось поговорить по телефону очень коротко, его
Без рубрики
27 марта 2025
Какой праздник 27 марта: Всемирный день театра
27 марта во всем мире отмечают Всемирный день театра — праздник, посвященный одному из самых древних и прекрасных видов искусства. В этой