В историю России навечно вписаны 48 огненных месяцев 1941–1945 годов – столько длилась Великая Отечественная война. В юбилейный год мы рассказываем о событиях каждого из этих месяцев, которые происходили на фронтах Великой Отечественной. О мужестве и героизме земляков-красноярцев, принимавших в них участие.
Сентябрь 1942-го
В сентябре 1942 года Сталинградская битва достигла апогея. Враг прорвался к городу, но с ходу захватить его не смог. Начались тяжелейшие и кровопролитные уличные бои – за каждый дом, подъезд и этаж.
В середине месяца нацистам удалось прорваться к Волге в нескольких местах и захватить стратегически важные пункты в городе – вокзал и легендарный Мамаев курган, который десятки раз переходил из рук в руки. Обе стороны понимали исключительно важное значение этой высоты, где теперь стоит монумент Родине-матери. Кто владеет Мамаевым курганом, тот по сути контролирует город, и гитлеровцы были близки к успеху. Овладей они Сталинградом, и основные коммуникации, по которым доставлялось горючее и продовольствие с юга страны, были бы перерезаны.
Но фашисты на Волге так получили по зубам, что оправиться после этого удара уже не смогли: под Сталинградом началась наша дорога на Берлин.
Фронт видимый и невидимый
Наша редакция получила уникальные документы из архива УФСБ России по Красноярскому краю. Касаются они Сталинградской битвы.
В годы Великой Отечественной начальником УНКВД по Сталинградской области был Александр Иванович Воронин. Вместе с другими советскими офицерами он принимал капитуляцию фельдмаршала Паулюса. После войны генерал-лейтенант Воронин руководил красноярскими органами госбезопасности.

Фото из архивов ФСБ РФ
Публикуем фрагмент его воспоминаний.
«С первого дня войны все сотрудники нашего управления считали себя мобилизованными, и оперативную работу подчинили условиям военного времени. За время обороны Сталинграда было захвачено и разоблачено более 200 вражеских лазутчиков и парашютистов-диверсантов. У них изымали радиостанции, оружие и боеприпасы, различные шифры, ампулы с ядом, фиктивные документы… Партийные и комсомольские билеты, большие суммы советских денег… Бактериологические средства для отравления в городе источников питьевой воды. Некоторые захваченные нами фашистские агенты-радисты по нашему заданию сообщали немецкой разведке ложные сведения… По просьбе одного из таких агентов-радистов немецкая разведка направила на нашу сторону транспортный самолет, на борту которого находились пять особо опасных немецких диверсантов. Самолет был посажен на заранее подготовленную площадку. При попытке оказать вооруженное сопротивление вся банда была уничтожена.
Ни одна серьезная разведывательная и диверсионная акция противника на территории области успеха не имела.
Управлению НКВД приходилось выполнять и другие важные правительственные задания. На территории области были построены за короткие сроки аэродромы. В городе Сталинграде сооружен центральный командный пункт для Сталинградского фронта. В начале 1942 года ГКО вынес решение о строительстве на участке Камышин – Еловая железной дороги. Выполнение этого задания было возложено на органы НКВД. Дорога протяженностью более 200 километров была построена в небывало короткие сроки…
Немецкая авиация подожгла нефтехранилища. Чудовищной силы взрыв потряс город. К небу взметнулся огромный столб пламени. Воздушной волной разрушило земляной вал. Нефть и бензин загорелись. Огромная лавина в несколько тысяч тонн хлынула в реку. «Волга горит!» – эти слова с быстротой молнии облетели защитников города. От берега до берега перекинулся через реку огонь. Прекратилась эвакуация населения, приостановилась переброска подкреплений в город. По прямому проводу позвонил командующий Сталинградским фронтом Еременко: «Пожар на реке нарушает наши планы. Нужно потушить огонь».
С помощью моторных лодок мы стали разрезать на куски двигающееся море огня. Потом эти куски медленно сгорали. Всего 80 минут понадобилось нашим сотрудникам, чтобы погасить Волгу…»
«Горела сама Волга»
Участник Сталинградской битвы Андрей Васильевич Гончаров родился в 1917 году в д. Кузурба Ужурского района Красноярского края. После войны служил в милиции. Умер в 2008 году. Сохранились его воспоминания.

Фото: Красноярский «Мемориал Победы»
«В кадровые войска я был призван в 1938 году, служил в танковых войсках, и осенью 1941 года должен был уволиться в запас, однако помешала война. Командиром взвода танковой бригады прибыл в 1942 году в Сталинград.
Первым был для меня бой под Мамаевым курганом. Мы отдыхали, когда перед нами появились немцы. Под Сталинградом советские и немецкие войска были в непосредственной близости друг от друга. Бывало так, что в одном доме находились и русские, и немцы: кто кого выкурит. Мы держали оборону перед Волгой, а немцы старались сбросить нас в реку. Передвигались только по траншеям: высунуться было нельзя – сразу получишь пулю.
Все кругом горело, горела сама Волга. Обе стороны до начала наступательных действий проводили артподготовку, затем шли танки, пехота. В день приходилось отбивать по две атаки. За день так намучаешься, что в часы отдыха спишь как мертвый.
Однажды с юнкерса в нашу землянку угодил снаряд. Верхний накат сорвало, дверь засыпало землей, но мы остались живы. Когда после боя я пришел в штаб, командир уже составлял сводку о том, что мы погибли. После безрезультатных попыток взять Сталинград немцы уже не были такими смелыми. По громкоговорителям с нашей стороны все время раздавались призывы к немцам сдаваться, учесть, что они окружены. Однако на нашем участке немцы решили прорваться. Мы со своим напарником вели огонь из танка по расположению врага, когда в бок танка попал снаряд. Напарник был убит, танк загорелся. Выбравшись из горящей машины, я, объятый пламенем, побежал к пехотинцам, которые сбили с меня огонь. Помню, запахло жареным мясом, и когда я взялся за голень, одежда отвалилась и оголилась моя «поджаренная» нога. Я тотчас же потерял сознание, а очнулся в госпитале, шесть месяцев меня лечили. Затем военная жизнь продолжалась…»