В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер мы рассказываем о событиях каждого из этих месяцев, которые происходили на фронтах Великой Отечественной. О мужестве и героизме земляков-красноярцев, принимавших в них участие.
Сентябрь 1944-го
Красная армия вела активные боевые действия в рамках Прибалтийской операции, которая началась 14 сентября и продолжалась до 24 ноября. В ней участвовали Ленинградский, 1-й, 2-й, 3-й Прибалтийские и 3-й Белорусский фронты совместно с Балтийским флотом.
В наступлении с советской стороны были задействованы значительные силы: более 1 млн 350 тыс. человек, 119 стрелковых дивизий, шесть танковых дивизий, авиация.
В ходе операции были освобождены столицы Эстонии, Латвии и десятки населенных пунктов двух этих советских республик.
Наступление велось широким фронтом – до 1 000 км, глубина продвижения достигала 400 км. Это был масштаб! Красная армия уверенно двигалась на запад, хотя немцы, чувствуя скорую погибель, оказывали ожесточенное сопротивление. Стремясь стабилизировать фронт на прибалтийском направлении, враг срочно возводил здесь дополнительные оборонительные сооружения, усиливал группировку своих войск. Была создана глубоко эшелонированная многополосная оборона, особенно на рижском направлении.
Но это фашистов не спасло. К концу сентября Красная армия вышла на рубеж «Сигулда» под Ригой. Началась Моонзундская операция по освобождению островов. Корабли Балтийского флота овладели военно-морской базой Пальдиски. Немецкая группа армий «Север» оказалась прижатой к Балтийскому морю и потеряла важные коммуникации.
В сентябре 1944 года советские войска вступили в Венгрию – здесь сражался сегодняшний герой нашего проекта летчик Григорий Черкашин.
«Похоронил я фрица в Балатоне»

Фото: www.krskstate.ru
Григорий Григорьевич ЧЕРКАШИН родился 21 ноября 1921 года в селе Рыбное (ныне село находится в Рыбинском муниципальном округе) в обычной крестьянской семье. В 1937 году окончил красноярскую среднюю школу № 7, работал слесарем на паровозоремонтном заводе (ПВРЗ) и одновременно занимался в красноярском аэроклубе.
Незадолго до войны семья переехала в Алма-Ату, и будущий военный летчик продолжил учебу в местном аэроклубе. В июне 1941 года призван в Красную армию и направлен в Первую Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.
В сентябре 1943 года, окончив ее, направлен в 10-й запасной авиаполк. Летать Черкашин начинал на самолетах Р-5 и СБ. Потом переучился на штурмовик Ил-2 – этот легендарный самолет наводил на фашистов ужас.
В ноябре 1943 года младший лейтенант Черкашин прибыл в 672-й штурмовой авиаполк 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта. Полк сражался на южном крыле советско-германского фронта – Причерноморье, Ростов, Северный Кавказ, Сталинград, Харьков, Белгород. Первый боевой вылет Черкашин выполнил 22 ноября 1943 года.
При налете на большое скопление живой силы и техники противника в районе Новониколаевки в исключительно плохих метеоусловиях молодой пилот точно вышел на цель, без паники и суеты сбросил бомбы и при повторном заходе обстрелял разбегающуюся пехоту из пушек и пулеметов. Через месяц боевой работы Черкашина поставили ведущим пары. С каждым вылетом он приобретал опыт.
29 декабря 1943 года подарком к Новому году была первая боевая награда – орден Красной Звезды. 18 марта 1944 года за 49 успешных боевых вылетов был награжден орденом Красного Знамени. 24 марта при налете на скопление танков в районе Вознесенска Черкашин был ведущим пары. В момент захода на цель группа штурмовиков была атакована немецкими истребителями. Черкашин заметил, что один из Ме-109 атакует самолет товарища, точно сбросил бомбы на цель и пошел в атаку, защищая товарища. Длинной очередью поджег мессер. Есть первый сбитый вражеский стервятник!
Воевал в небе над Европой, освобождал Венгрию, Югославию, Австрию.
20 декабря 1944 года при выполнении бомбо-штурмового удара по сильно укрепленному узлу сопротивления немцев в районе Секешфехервара Черкашин при подходе к цели первым заметил атакующие истребители, вышел из строя, подбил один вражеский самолет очередью в упор. Остальные, встретив неожиданное сопротивление, уклонились от боя. Этим действием Черкашин дал возможность своей группе выйти на цель и выполнить боевую задачу без потерь.
12 февраля 1945 года наш земляк как лучший командир звена своего авиаполка был представлен к званию Героя Советского Союза. К этому времени на его счету было 175 боевых вылетов на штурмовку и разведку войск противника.
В наградном листе говорится, что
…он зарекомендовал себя в части как мастер воздушной разведки и фотографирования. Ему поручаются исключительно ответственные боевые задачи, выполнение которых связано с огромными трудностями в ориентировке, отыскании целей и эффективного поражения их.
70 раз он ходил на разведку и фотографирование особо важных объектов, защищенных сильным зенитным огнем и истребителями противника, и всегда представлял ценные разведданные командованию. Провел 18 воздушных боев с истребителями противника. Более 50 раз водил группы штурмовиков от 4 до 12 самолетов, тактически грамотно атакуя цель и точно выходя на нее.
В 1948 году медицина признала пилота негодным к летной работе и списала на землю. Он уехал в Казахстан и там сумел убедить врачей в том, что у него огромный фронтовой опыт, который может пригодиться в гражданском воздушном флоте.
Летал сначала на По-2, возил почту, потом на Ли-2 – сначала вторым пилотом, затем первым. Командир корабля Ил-12, Ил-14. В 1956 году был среди первых, кто осваивал реактивный Ту-104, и летал на нем почти 14 лет. С 1970 года работал в Москве и осваивал Ту-154. На нем и летал до пенсии, до 1982 года. Умер полковник запаса Григорий Черкашин 13 ноября 2006 года. Похоронен в Москве.
Из воспоминаний летчика
Черной смертью» называли немцы наши штурмовики Ил-2. Опускаясь к вражеским позициям буквально на десяток метров, они приводили фашистов в ужас. И было отчего: ведь мы им, разбегавшимся и расползавшимся, иной раз чуть ли не в глаза смотрели. А вообще-то от «черной смерти» не были застрахованы и истребители. Помню, в Венгрии, где Гитлер всерьез рассчитывал взять реванш за Сталинград, немцы прорвали фронт. Пехота срочно потребовала поддержки авиацией. Только вылетели – мессеры взяли меня в оборот. Пришлось уходить на бреющем полете через озеро Балатон. Резко сбросил газ – и атакующий самолет, проскочив, расстреливает мой винт. Решив, что со мной разделался, немец спокойно летит дальше. А у Ил-2 – две пушки, два пулемета, реактивные снаряды: в общем, похоронил я того фрица в Балатоне.
Кроме Золотой Звезды Герой Советского Союза Григорий Черкашин награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда», «За победу над Германией» и венгерским орденом Красной Звезды. Заслуженный пилот СССР (1975).



