Михаил Бенюмов о музыке, Сибири и сибиряках

Михаил Бенюмов о музыке, Сибири и сибиряках
Фото из архива Красноярского камерного оркестра

В этом году музыкальный мир Красноярска отмечает сразу три юбилея. 75 лет исполнилось маэстро, основателю Красноярского камерного оркестра Михаилу Бенюмову, 45 лет его работы в Красноярске и 30 лет созданному им творческому коллективу.

Михаил Иосифович – личность знаковая для Красноярского края. Заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор, основатель, художественный руководитель и главный дирижер Красноярского камерного оркестра, идейный вдохновитель и художественный руководитель международного фестиваля «Азия – Сибирь – Европа», почетный гражданин Красноярска.

Мы встретились с маэстро Бенюмовым накануне фестиваля «Азия – Сибирь – Европа», который традиционно открывает творческий сезон камерного оркестра, и побеседовали о Сибири, красноярцах, их любви к музыке.

– Михаил Иосифович, вы родились в Киеве, учились в Москве, начинали преподавать в Киргизии, но считаете себя сибиряком. Как вы стали красноярцем?

– В юности о Красноярске я знал только то, что здесь родился Суриков и есть большая ГЭС. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных в Москве и отправился преподавать в Киргизии. А затем решил продолжить образование в ассистентуре, написать кандидатскую диссертацию, вновь поселился в Москве. И не захотел возвращаться ни в Среднюю Азию, ни на Украину. В конце 1970-х годов там уже были группы людей, которые высказывали националистические идеи, зрел нарыв. Мой научный руководитель – проректор института имени Гнесиных Федор Георгиевич Арзаманов – узнал, что в Красноярске открывается институт искусств. Это был шанс для меня остаться в России.

Фото Александра Паниотова

– Не страшно было ехать в Сибирь?

– Нет. Я с 14 лет жил в Москве, знал, что такое Россия, понимал разницу менталитетов украинцев, казахов, киргизов и русских. В Сибири люди разных национальностей и религий собираются на одной территории и образуют единую нацию.

В 1978 году без паспорта, по одному аспирантскому удостоверению прилетел на самолете в Красноярск в ту точку, которая сейчас называется «Взлетка» (здесь раньше располагался аэропорт), сел на троллейбус и приехал на проспект Мира, где мне предстояло работать. С собой чемодан и скрипка. Сейчас в мозгу не укладывается, как можно было купить билет на самолет без паспорта. Но тогда это было возможно. Мои документы остались в Москве в сейфе у коменданта общежития, который уехал к другу на свадьбу в Одессу. В Министерстве культуры мне дали справку, что я направляюсь на работу в Красноярск. По этой справке и аспирантскому удостоверению мне не только выписали билет, но потом и выдали на почте в Красноярске сапоги, которые прислала внуку сердобольная бабушка, а еще – ключи от квартиры (всем прибывающим тогда в Красноярск творческим специалистам сразу предоставляли жилье. – НКК). В Сибири жили именно такие люди – открытые, готовые прийти на помощь, доверяющие слову.

– Приезд в Красноярск – это ступенька вверх по лестнице? Наверное, приглашали вас и в другие города и страны?

– Преподавать я начал сразу после института – в 23 года. Диапазон моих студентов был от начинающих скрипачей до выпускников вуза. И мне была интересна эта работа. Радует, когда могу поделиться своими знаниями и вместе с учениками искать истину. Работа педагога помогла мне самому разобраться в искусстве скрипичной игры. С 1982 года я уже заведовал кафедрой, и ушел только в 2010 году. Это род строительства, близко к работе садовника. Тот, кто вкладывает свое время, свою любовь в сад, поймет, почему так трудно сменить место жительства, например, Красноярский край на Краснодарский. Хотя там и яблоки слаще, и помидоры спелее. Меня приглашали и в Новосибирск, и в Саратов, и в Москву, и даже в Японию. Но – не мой народ. Я привязался к Красноярску. Меня здесь сначала педагогика держала, а потом оркестр. И всегда – красноярская публика.

– Красноярский камерный оркестр – отдельная история в вашей жизни. Говорят, для музыканта важно иметь свой коллектив?

– Мне повезло – в Красноярске не было профессионального камерного оркестра. На западе как попадают в оркестр: появляются вакансии в группе скрипок, объявляется конкурс, приходит 500 заявлений. Из них отбирают 100 человек, приглашают на очные туры. Победитель получает место. А в Сибири, чтобы создать оркестр, нужно найти талантливых детей, отучить их 15 лет. Потом из них уже собрать коллектив и довести до профессионального уровня. Так создавался и красноярский камерный. В нем 100 процентов играют воспитанники красноярской струнной школы – и скрипачи, и виолончелисты, и контрабасисты. Дима Ребров (контрабас), например, до прихода в оркестр был почтальоном на Базаихе, учился играть на контрабасе. Сейчас он один из лучших контрабасистов в Красноярске. Леня Жуковский пришел ко мне маленьким мальчиком. Сегодня он уже дирижер, художественный руководитель Сибирского юношеского оркестра и оркестра Красноярского института искусств. Очень перспективный музыкант. Сейчас в коллектив приходят уже ученики учеников – настоящая династия.

– Тем не менее ваши ученики разъезжаются по столицам и странам, а вы остаетесь в Красноярске и приглашаете сюда известных музыкантов. Почему?

– Я считаю, Красноярский край – это не просто регион, который заслуживает высокой культуры. Он способен излучать ее. В Сибири живет тот народ, которого мы все должны держаться. Здесь остались порядочность и человечность, честность и любовь к малой родине. Эта внутренняя незапятнанность, которая характерна для детей, редко сохраняется во взрослом возрасте. А здесь присутствует. Я считаю, Россия сильна своими провинциями.

– И международный фестиваль «Азия – Сибирь – Европа» привлекает музыкантов со всего мира. Он для того и был задуман?

– Мы хотели сделать его форточкой, через которую можно было бы обновлять нашу духовную атмосферу. Это прилив свежих идей, ярких артистов. Сейчас в связи с международной обстановкой из-за рубежа сложно пригласить исполнителей. Но уровень XXI фестиваля будет не ниже. Мы встречаем белорусских коллег. Это потрясающие музыканты. В этом году музыкальный форум станет фестивалем премьер. За двенадцать дней в Красноярске состоятся двенадцать премьер: две мировые и десять красноярских. Впервые фестиваль «Азия – Сибирь – Европа» объединит в своей программе музыкальное исполнительское искусство и драматический театр. Красноярцы первыми увидят спектакль «Рахманинов. Письма без ответа». В постановке участвуют ведущие артисты Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета – заслуженный артист РФ Артур Ваха и Лаура Пицхелаури, один из самых талантливых молодых пианистов России Александр Кашпурин и Красноярский камерный оркестр. Еще одна мировая премьера – концерт для цимбал, органа и струнного оркестра, специально написанный для фестиваля композитором Сергеем Янковичем. Для его исполнения приглашены две звезды из Республики Беларусь: Вероника Прадед, которая представит национальный инструмент – цимбалы, и органистка Ксения Погорелая. И красноярские премьеры будут не менее интересными.

– Что вы считаете своим успехом за 45 лет работы в Красноярске?

– Главный успех – всегда отклик у публики. С каждым новым концертом мы стараемся поднимать планку мастерства. А удача – то, что удалось создать оркестр. Он развивается и старается звучать лучше. Это коллективное детище кафедры струнных инструментов института искусств. Мы признательны властям Красноярска, депутатам Заксобрания, краевому министерству культуры, которые поддержали наш коллектив и удостоили высокого звания особо ценного объекта культурного наследия. Это настоящее признание, наш труд не остался незамеченным.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи