В этом году музыкальный мир Красноярска отмечает сразу три юбилея. 75 лет исполнилось маэстро, основателю Красноярского камерного оркестра Михаилу Бенюмову, 45 лет его работы в Красноярске и 30 лет созданному им творческому коллективу.
Михаил Иосифович – личность знаковая для Красноярского края. Заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор, основатель, художественный руководитель и главный дирижер Красноярского камерного оркестра, идейный вдохновитель и художественный руководитель международного фестиваля «Азия – Сибирь – Европа», почетный гражданин Красноярска.
Мы встретились с маэстро Бенюмовым накануне фестиваля «Азия – Сибирь – Европа», который традиционно открывает творческий сезон камерного оркестра, и побеседовали о Сибири, красноярцах, их любви к музыке.
– Михаил Иосифович, вы родились в Киеве, учились в Москве, начинали преподавать в Киргизии, но считаете себя сибиряком. Как вы стали красноярцем?
– В юности о Красноярске я знал только то, что здесь родился Суриков и есть большая ГЭС. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных в Москве и отправился преподавать в Киргизии. А затем решил продолжить образование в ассистентуре, написать кандидатскую диссертацию, вновь поселился в Москве. И не захотел возвращаться ни в Среднюю Азию, ни на Украину. В конце 1970-х годов там уже были группы людей, которые высказывали националистические идеи, зрел нарыв. Мой научный руководитель – проректор института имени Гнесиных Федор Георгиевич Арзаманов – узнал, что в Красноярске открывается институт искусств. Это был шанс для меня остаться в России.
– Не страшно было ехать в Сибирь?
– Нет. Я с 14 лет жил в Москве, знал, что такое Россия, понимал разницу менталитетов украинцев, казахов, киргизов и русских. В Сибири люди разных национальностей и религий собираются на одной территории и образуют единую нацию.
В 1978 году без паспорта, по одному аспирантскому удостоверению прилетел на самолете в Красноярск в ту точку, которая сейчас называется «Взлетка» (здесь раньше располагался аэропорт), сел на троллейбус и приехал на проспект Мира, где мне предстояло работать. С собой чемодан и скрипка. Сейчас в мозгу не укладывается, как можно было купить билет на самолет без паспорта. Но тогда это было возможно. Мои документы остались в Москве в сейфе у коменданта общежития, который уехал к другу на свадьбу в Одессу. В Министерстве культуры мне дали справку, что я направляюсь на работу в Красноярск. По этой справке и аспирантскому удостоверению мне не только выписали билет, но потом и выдали на почте в Красноярске сапоги, которые прислала внуку сердобольная бабушка, а еще – ключи от квартиры (всем прибывающим тогда в Красноярск творческим специалистам сразу предоставляли жилье. – НКК). В Сибири жили именно такие люди – открытые, готовые прийти на помощь, доверяющие слову.
– Приезд в Красноярск – это ступенька вверх по лестнице? Наверное, приглашали вас и в другие города и страны?
– Преподавать я начал сразу после института – в 23 года. Диапазон моих студентов был от начинающих скрипачей до выпускников вуза. И мне была интересна эта работа. Радует, когда могу поделиться своими знаниями и вместе с учениками искать истину. Работа педагога помогла мне самому разобраться в искусстве скрипичной игры. С 1982 года я уже заведовал кафедрой, и ушел только в 2010 году. Это род строительства, близко к работе садовника. Тот, кто вкладывает свое время, свою любовь в сад, поймет, почему так трудно сменить место жительства, например, Красноярский край на Краснодарский. Хотя там и яблоки слаще, и помидоры спелее. Меня приглашали и в Новосибирск, и в Саратов, и в Москву, и даже в Японию. Но – не мой народ. Я привязался к Красноярску. Меня здесь сначала педагогика держала, а потом оркестр. И всегда – красноярская публика.
– Красноярский камерный оркестр – отдельная история в вашей жизни. Говорят, для музыканта важно иметь свой коллектив?
– Мне повезло – в Красноярске не было профессионального камерного оркестра. На западе как попадают в оркестр: появляются вакансии в группе скрипок, объявляется конкурс, приходит 500 заявлений. Из них отбирают 100 человек, приглашают на очные туры. Победитель получает место. А в Сибири, чтобы создать оркестр, нужно найти талантливых детей, отучить их 15 лет. Потом из них уже собрать коллектив и довести до профессионального уровня. Так создавался и красноярский камерный. В нем 100 процентов играют воспитанники красноярской струнной школы – и скрипачи, и виолончелисты, и контрабасисты. Дима Ребров (контрабас), например, до прихода в оркестр был почтальоном на Базаихе, учился играть на контрабасе. Сейчас он один из лучших контрабасистов в Красноярске. Леня Жуковский пришел ко мне маленьким мальчиком. Сегодня он уже дирижер, художественный руководитель Сибирского юношеского оркестра и оркестра Красноярского института искусств. Очень перспективный музыкант. Сейчас в коллектив приходят уже ученики учеников – настоящая династия.
– Тем не менее ваши ученики разъезжаются по столицам и странам, а вы остаетесь в Красноярске и приглашаете сюда известных музыкантов. Почему?
– Я считаю, Красноярский край – это не просто регион, который заслуживает высокой культуры. Он способен излучать ее. В Сибири живет тот народ, которого мы все должны держаться. Здесь остались порядочность и человечность, честность и любовь к малой родине. Эта внутренняя незапятнанность, которая характерна для детей, редко сохраняется во взрослом возрасте. А здесь присутствует. Я считаю, Россия сильна своими провинциями.
– И международный фестиваль «Азия – Сибирь – Европа» привлекает музыкантов со всего мира. Он для того и был задуман?
– Мы хотели сделать его форточкой, через которую можно было бы обновлять нашу духовную атмосферу. Это прилив свежих идей, ярких артистов. Сейчас в связи с международной обстановкой из-за рубежа сложно пригласить исполнителей. Но уровень XXI фестиваля будет не ниже. Мы встречаем белорусских коллег. Это потрясающие музыканты. В этом году музыкальный форум станет фестивалем премьер. За двенадцать дней в Красноярске состоятся двенадцать премьер: две мировые и десять красноярских. Впервые фестиваль «Азия – Сибирь – Европа» объединит в своей программе музыкальное исполнительское искусство и драматический театр. Красноярцы первыми увидят спектакль «Рахманинов. Письма без ответа». В постановке участвуют ведущие артисты Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета – заслуженный артист РФ Артур Ваха и Лаура Пицхелаури, один из самых талантливых молодых пианистов России Александр Кашпурин и Красноярский камерный оркестр. Еще одна мировая премьера – концерт для цимбал, органа и струнного оркестра, специально написанный для фестиваля композитором Сергеем Янковичем. Для его исполнения приглашены две звезды из Республики Беларусь: Вероника Прадед, которая представит национальный инструмент – цимбалы, и органистка Ксения Погорелая. И красноярские премьеры будут не менее интересными.
– Что вы считаете своим успехом за 45 лет работы в Красноярске?
– Главный успех – всегда отклик у публики. С каждым новым концертом мы стараемся поднимать планку мастерства. А удача – то, что удалось создать оркестр. Он развивается и старается звучать лучше. Это коллективное детище кафедры струнных инструментов института искусств. Мы признательны властям Красноярска, депутатам Заксобрания, краевому министерству культуры, которые поддержали наш коллектив и удостоили высокого звания особо ценного объекта культурного наследия. Это настоящее признание, наш труд не остался незамеченным.