Михаил Вершинин – о лечебных свойствах сибирских пейзажей

Каждый раз, выходя из своей городской квартиры на улицу, мы наблюдаем одну и ту же картину.

Михаил Вершинин – о лечебных свойствах сибирских пейзажей Каждый раз, выходя из своей городской квартиры на улицу, мы наблюдаем одну и ту же картину.

Высокие многоэтажки, пестрые крыши автомобилей, вечно спешащие, сосредоточенные прохожие. Смог, дым, шум. Не зря мы стремимся провести свой отпуск где-то за чертой города – чтобы отвлечься от городской суеты. Известный красноярский фотохудожник-пейзажист Михаил ВЕРШИНИН уверен: именно природа и ее красота могут помочь расслабиться и излечиться от переживаний и проблем.


Созерцать прекрасное

Прежде чем начать разговор, я внимательно рассматриваю выставку Михаила «Сибирь красивая». Хотя нет, рассматриваю – не то слово, которое здесь стоит употребить. Я стараюсь вжиться в передаваемые автором образы, вникнуть в детали. Михаил идет рядом, помогает разобраться, где и что изображено.

– Это таежный рай Столбов, съемка сверху, с мотолета. Раннее утро. А здесь – Шерегеш, красивые снежные шапки…

– Михаил, скажите, что для вас природа?

– В первую очередь это отдушина. Все мы заняты на работе, у каждого какие-то проблемы – семейные или бытовые. Считаю, у человека должно быть хобби, которое отвлекает от повседневных забот и хлопот. Природа помогает восстановиться психологически, делает жизнь полноценной. В нашем современном мире хочется куда-то уединиться, посозерцать, понаслаждаться красотой. Когда я был еще ребенком, я любил наблюдать, как падают снежинки. Еще тогда проснулась какая-то тяга к созерцанию.

– И с тех пор вы фотографируете?

– Это увлечение с детства. Но серьезно я увлекся пейзажной фотографией лет десять назад. У меня появилась временная возможность, а затем – финансовая, три месяца обучался на специальных курсах. Преподаватели в то время зажгли во мне этот огонек, а учеба явилась основой. В дальнейшем я сам со всем разобрался, нарабатывал опыт, познавал секреты съемки. Снимал, находясь наедине с природой, наблюдая ее поведение.

– Вы говорите о природе как о чем-то одушевленном.

– Так оно и есть. Иногда приезжаешь в Ергаки и просто не чувствуешь природу. Только через 5–7 дней у тебя это получится, и ты начинаешь предугадывать, какой будет погода утром или вечером, какой будет цветовая гамма. Мы оторваны от природы – она живет по своим законам. Цель моей выставки – дать возможность почувствовать человеку, который находится далеко от природы, что он из нее вышел. Если фотографии позволят человеку ощутить эту связь с природой, значит, я не зря старался. Человек очень примитивно относится к окружающей нас красоте – он способен только выехать пожарить шашлыки, искупаться. А такого понимания – созерцать, полюбоваться красотой – нет. Поэтому выставка должна побудить человека более бережно и трепетно относиться к природе, чтобы сохранить и оставить ее в том первозданном виде, в котором она зародилась.

– А что больше всего любите снимать?

– В Сибири очень богатая природа, где бы я ни снимал – везде пейзаж очень разный. Мне нравится работать там, где минимальное присутствие следов человека. Алтай, Байкал, Столбы – каждое место по-своему красиво и интересно. Ергаки – очень привлекательный объект с точки зрения фотосъемки. Необычные линии, ритмы, свет. Самое главное – здесь очень часто меняется состояние. Порой даже не успеваешь достать фотоаппарат. Например, появилась радуга – две-три секунды длится, а потом исчезает. Успел снять – молодец, не успел – ничего не поделаешь.

Лови момент

Красноярские Столбы, Шерегеш, Байкал, Хакасия, Ергаки – это далеко не полный список красот, представленных на выставке. Зима и лето, дождь и снег, погода и непогода, утро, день и ночь, ветер и солнце – любое состояние сибирской природы передано автором с удивительным трепетом. Нужно безумно любить свою малую родину, чтобы так красноречиво передавать ее настроение. Из представленных работ не зря уникальный снимок «Тайга» победил на конкурсе «Дикая природа России» в номинации «Лес» в 2011 году, а «Шерегешская акварель» заняла второе место в национальном конкурсе «Русский пейзаж – 2011».

– Михаил, а за пределами Сибири вы снимали пейзажи?

– В прошлом году я ездил в Боливию – Аргентину – Чили. Снимал там экзотику – высокогорное плато Альтиплано, которое захватывает как раз эти три страны. Высота – от 3 600 до 4 800 метров над уровнем моря. Главной моей задачей было поснимать объекты, которые еще ни разу не фотографировал. Я считаю, что у фотохудожника, который занимается пейзажной съемкой, не должен глаз замыливаться на одних и тех же ландшафтах. Он должен постоянно этот ландшафт менять – для того чтобы двигаться дальше. Использовать разные методики. Если не будешь зацикливаться на одном каком-то объекте, только тогда будет прогресс.

– Где сложнее снимать – в Сибири или за рубежом?

– Мне интересно снимать состояние – уловить какой-то исключительный момент, который длится короткое время. На плато такого не было, мне показалось, что природа там не живет. Может быть, мне просто не удалось прочувствовать. Скорее всего, так оно и есть. Потому что здесь, в Сибири, я родился, вырос. И то, что меня окружает, очень мне знакомо и близко к сердцу.

– Сталкивались ли вы с каким-то трудностями во время фотосъемки в Сибири?

– Было дело (улыбается). Однажды я был в Ергаках, на озере Светлом, в одиночестве – я люблю работать один. Совершенно неожиданно пришли мои друзья, попросили чаю, перекусить. Я дал им ножик, который они с собой нечаянно и унесли. Только часа через три спохватился. А до базы идти девять километров. Мне ничего не оставалось, как бросить все и спускаться. Без ножа даже банку не откроешь! Я пытался наточить ложку о камень – бесполезно. Спасли туристы, встретившиеся на пути, – у них был запасной нож.

– Есть ли у вас любимая фоторабота?

– Особо любимых нет. Они для меня как дети. Трудно сказать: вот эта – любимая, эта – нет. Я считаю, что они все достойные. Надеюсь, что лучшие фотографии я пока не снял. Ведь совершенству нет предела.

– Фотосъемка – это основное ваше занятие?

– Сейчас я уже достиг того уровня и возраста, когда я могу себе позволить посвящать этому много времени. Но самое главное – в том мире нет кармана для денег. Нужно делать то, что нравится.

– Вы уже знаете, куда поедете снимать в следующий раз?

– На Байкал хочу, нужно успеть поснимать до Нового года. Лед образуется в начале января, но вода не замерзшая. Берега вокруг получаются за счет ветров, прибоя, морозов – они все ледяные. Деревья во льду. Вот мне интересно это состояние поймать.

P. S. После беседы с Михаилом Вершининым я решила прогуляться по выставке и новым взглядом осмотреть фотографии. Нет, в Ергаках я не была, на Байкале – тоже. Но то, что мне сразу же захотелось туда съездить, о чем-то говорит?

Фотовыставка Михаила Вершинина «Сибирь красивая» будет работать до 15 января 2012 года в Красноярском музейном центре. Кроме того, в рамках фотовыставки будет проведен мастер-класс – 14 января в 14.00 в КИЦе. Все, кто интересуется пейзажной съемкой, могут записаться по e-mail: vershinin@krasmail.ru или позвонить по тел. +7-913-519-41-06.

 

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности