Миллион для учителя

Помогла ли государственная программа закрыть вакансии в сельских школах?

Миллион для учителя Помогла ли государственная программа закрыть вакансии в сельских школах?
Фото Олега Кузьмина

Программа «Земский учитель» продолжается. С ее помощью в нашем крае в этом году закрыто 12 вакансий: в школы Ужура, Кодинска, Боготола, Большой Мурты приехали педагоги английского языка, математики, физики.

Есть ли шанс у программы обеспечить школы небольших населенных пунктов достойными специалистами и как оценивают участие в ней сами учителя?

Уехали всего двое

Программа появилась в 2020 году. Педагогам предлагались на выбор почти две тысячи вакансий по всей России: от Камчатки до Калининграда. За готовность отработать пять лет в селе или небольшом городе с численностью до 50 тысяч человек учителю выплачивается 1 миллион рублей (на Дальнем Востоке – 2 миллиона).

При этом школы, которые подавали заявки на участие в программе, обязаны обеспечить нового сотрудника нагрузкой не менее 18 часов в неделю и жильем.

Нашему краю Минпросвещения выделило только 12 квот. Но и эти рабочие места заполнились не без труда: в некоторые из предложенных школ было подано лишь по одной заявке.

– Мы в этом году получили 17 заявок – из них 7 поступило из Тывы, Иркутской, Кемеровской, Челябинской областей, при этом средний возраст педагогов – 36 лет, – рассказывает Елена Крохмаль, начальник отдела дополнительного образования и работы с педагогическими кадрами министерства образования Красноярского края. – При том что в этом году мы стараемся сохранить какой-то паритет между предложенными вакансиями школ и теми предметами, преподавание которых чаще всего готовы предложить нам наши соискатели. К примеру, в прошлом году мы сделали акцент на педагогов английского языка, но желающих поучаствовать в программе было немного.

Причины, по которым педагоги не решаются участвовать в программе, разные: это и сложность переезда семьи с детьми с привычного места, где все уже обустроено, и немалая стоимость самого переезда, ведь расходы никто не компенсирует. И проблемы с инфраструктурой самого села, где может не быть нормальной связи, и т. д. Сюда же можно отнести цены на недвижимость: приличный дом даже в деревне за миллион уже не купишь.

Что касается педагогов, которые вступили в программу в прошлом году, то большая часть успешно трудится на новом месте. Вернули миллион всего двое. Учитель из Шарыпово – она объяснила свое решение «личными обстоятельствами» – и педагог из Дудинки, который прибыл туда из солнечного Дагестана.

– Он очень хотел переехать на Крайний Север, поэтому принял предложение работать на Таймыре, – говорит Елена Крохмаль. – Однако мужчина не ожидал, что будет настолько тяжело: суровые климатические условия, очень короткий световой день, когда солнца почти нет.

Получить новую специальность

По мнению практиков, программа «Земский учитель», безусловно, играет роль в ликвидации дефицита кадров, но в целом его не решит. В крае уже накоплен опыт по обеспеченности специалистов с финансовой поддержкой: с 2010 года по различным программам и в рамках поручения губернатора привлекали учителей, которым предоставляли выплаты в сумме от 250 тыс. до 750 тыс. рублей.

Раньше дефицит педагогов был в сельской местности – примерно 70 процентов вакансий. Сейчас соотношение выровнялось и составляет примерно 50 процентов – город и 50 процентов – село. Связано это и с демографическими процессами, и с открытием новых больших школ, куда переходят дети, ранее обучавшиеся в две, а то и в три смены. И с закрытием в педагогических колледжах специальностей, где обучали учителей-предметников. С 2011-го здесь не имеют права выпускать ни математиков, ни учителей русского языка и литературы.

– В сложившейся ситуации мы используем несколько вариантов, и один из них – когда педагог получает дополнительную специальность, – поясняет Елена Крохмаль. – С 2015 года мы в соответствии с программой, которую разработал Красноярский институт повышения квалификации, обучили порядка 100 педагогов, и теперь они могут преподавать английский язык со 2-го по 9-й класс. Это очень серьезная программа – более тысячи часов. Перед обучением учителя проходят тесты – их изначальный уровень английского языка должен быть высокий. Такие же программы есть по математике, естествознанию. А сейчас мы будем готовить программу повышения квалификации для будущих педагогов русского языка и литературы. Есть и другое направление работы: когда человек без педагогического образования, но имея определенную специальность, предполагающую хорошие знания по химии, физике и т. д., проходит обучение по методике преподавания, психологии, педагогике и идет работать в школу. Такое тоже возможно.

Если оценить информацию по заявкам на федеральном сайте «Земский учитель», то в других регионах с заявками не лучше. Да, есть школы в Подмосковье или на Дальнем Востоке, где на вакансию претендуют и по 12 человек сразу. Но больше тех, где с заявками на работу не густо. Вероятно, многое зависит от имеющейся инфраструктуры и близости населенного пункта к крупным городам.

«От переезда мы в восторге»

Здание школы в поселке Сизая, кирпичное, трехэтажное, еще издали привлекает внимание. Проект строительства – с большими холлами, просторными классами, двумя спортивными залами, мастерскими с оборудованием для работы по металлу и дереву – был разработан в столице. Такая нестандартная для села школа появилась благодаря знаменитому земляку сизинцев – олимпийскому чемпиону Ивану Ярыгину. Уже второй учебный год здесь начинает Ирина Беляева – молодой педагог, которая переехала по программе «Земский учитель».

В ее возрасте обычно мечтают жить и работать в мегаполисе. Но здесь все наоборот – ради переезда в Шушенский район семья продала квартиру в Красноярске: устали от городской суеты.

– Мы уже планировали уехать из города, – вспоминает Ирина Беляева. – И о программе узнала, можно сказать, случайно: зашла на сайт министерства образования и увидела баннер «Земский учитель». Считаю, что нам повезло: я нашла вакансию педагога по английскому именно в своем родном районе. Подала документы и ждала около трех месяцев, пока было принято решение. Пришлось поволноваться: вначале заявка была одна. Потом добавилось еще две. Но в итоге на работу пригласили меня.

Куда потратить миллион, в семье педагога пока не решили. Быть может, вложат в собственное жилье: пока они снимают квартиру в соседнем регионе – Хакасии. Ирина ездит на работу из Саяногорска, который находится в 20 километрах от Сизой.

Педагог по иностранному в поселке уже был. Только не справлялся с большой нагрузкой – учеников здесь более четырехсот.

Из-за этого занятия частично проводились в онлайн-формате: их вели педагоги из Шушенского района и Красноярска. Но, как отметила новая учительница, уровень знаний ребят после обучения по скайпу слабый. И весь прошлый год они усиленно занимались, чтобы ликвидировать пробелы.

– Нагрузка большая – 31 час, плюс классное руководство, – рассказывает Ирина. – Если сравнить работу здесь и в городе, то здесь душевнее. Сельские дети – они совсем другие, более добрые, что ли, виден их искренний интерес. Может, еще сказывается то, что до меня у них была только «голова в скайпе» – и все. Девочки постоянно подбегают, обнимают, мальчики тоже подходят. Хотя есть дети и с характером, конечно. Природа потрясающая – особенно весной, когда на фоне скал начинает зацветать ярко-фиолетовый багульник. Воздух с красноярским даже сравнивать не буду. Мои дети просто счастливы: у них появились друзья, которых не было в городе. Там, чтобы просто выйти на прогулку, нужно собираться всей семьей: даже во дворах интенсивное дорожное движение, одних не отправишь. Так что мы не просто довольны – мы в восторге.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного