Миссионер Служение на Севере – с особым смыслом

Миссионер Служение на Севере – с особым смыслом

 

Священник на Севере – не просто лицо духовное. Это и психолог, и учитель, и хранитель традиций. Иеромонах Евфимий (в миру Евгений Гончаров) приехал на Крайний Север 20 лет назад. Выстроил храм в селе Хатанга, заложил основания еще двух церквей в отдаленных поселениях, несет слово Божие коренному долганскому народу. В самом начале пути выбрал он сложную миссионерскую работу.

Вот мой дом

Иеромонах Евфимий в Хатанге человек известный. Он участник всех светских мероприятий. Считает, иначе нельзя – священник должен быть в курсе всего, что происходит в сельском поселении.

У него свое видение проблем северных территорий и проживающих здесь коренных народов.

…Евгений Гончаров, парень из села Шила Сухобузимского района, даже и представить не мог, что когда-то станет священником. Отец – партийный работник в Красноярске, крещение сына для него нонсенс.

– Ни меня, ни мою сестру не крестили в детстве. Я крестился уже после армии в Москве, – рассказывает иеромонах Евфимий. – Верующими были моя бабушка и ее сестры, Клеопатра и Олимпиада. Я с детства их хорошо помню. Строгие, всегда ходили в черном.

Впервые о крещении бабушка заговорила с Евгением, когда тот в 9-м классе учился. Мальчик согласился, хотя и отговаривали его: комсомолец не может совершить такого.

Тогда крещение не состоялось.

– В армии служил под Москвой, в Химках в стройбате (попал туда по здоровью). Господь свел меня с крестной – верующей женщиной мамой Настей. Мы с ней беседовали много. А после демобилизации в 1989 году в храме Всех Святых в Москве я принял крещение. Это было особое состояние. Тогда я впервые зашел в действующий храм. В Шиле была разрушенная церковь, в детстве мы лазали по ее руинам. А здесь все произошло осознанно. Тогда я понял: вот мой дом.

1905 год,освящение храмаЕвгений интересовался историей, был активным комсомольцем, верил в коммунизм. А во время службы в армии много читал публикаций об истории, политических вождях советской страны. Появилось разочарование, фундамент из-под ног молодого человека был выбит. Спасла вера, пришла на смену коммунистическим идеалам.

После службы вернулся в Красноярск, стал ходить в храм, поступил в институт советской торговли – просто так, за компанию с приятелем. Отучился на рабфаке, сдал первую сессию и ушел в храм.

– Я нес послушание в Покровском соборе. Меня сначала приняли сторожем, потом пономарем в алтарь. Духовник запрещал мне забирать документы из института, но я для себя уже решил: больше не учусь, это не мое.

В 1991 году Евгений Гончаров принял сан, а в апреле 1992 года его направили в Дудинку. Три года там отслужил, затем Туруханск, Красноярск и снова – на Север. Таково послушание священника: куда направили, туда и едешь.

– Принять сан – большая ответственность, – считает отец Евфимий. – Многие этого не понимают, думают: священник – профессия. Нет, это образ жизни. У нас нет понятия «нормированный рабочий день». Мы всегда на службе.

Понять душу северянина

Строители храма

Когда отец Евфимий прибыл в Хатангу в начале 2000 года, здесь начиналось строительство самого северного храма – Свято-Богоявленского (таковым он оставался до 2012 года – до открытия храма на Диксоне). История этой церкви начинается в XVI веке. Тогда на берегу реки Хатанги из местной тонкоствольной лиственницы был выстроен православный храм, в котором принимали крещение долгане. Храм этот несколько раз перестраивался и улучшался. В советское время его разграбили и закрыли, использовали здание под жилье и бытовые нужды. Снесли до основания в 1971 году. А через 20 лет в Хатанге возобновились службы, шли они в классе музыкальной школы. Решение о воссоздании старинного храма приняли в 1993 году, тогда же установили ростверк (фундамент). Но само строительство началось только в 2000-м. В августе 2001 года Свято-Богоявленский храм уже освятили.

Поднятие куполов на новый храм

От старой церкви ничего не сохранилось. Хотя приход был очень богатый: иконостас, подсвечники, алтарная утварь – из серебра и позолоты. Сейчас иконы новые, писаные. Но не просто так, со смыслом. Иконостас тябловый сделали – с долганским узором.

– Есть у нас икона «Спасительница утопающих». Тонут у нас много, – замечает иеромонах Евфимий. – У долган психология такая: попал в воду – тони, не сопротивляйся. У нас случай был: рискнула компания после ледохода выйти на веточке (лодка типа байдарки), перевернулась. Все утонули, а один спасся. Его долганы чуть не забили.

Психология местного населения – особый предмет изучения иеромонаха. Заочно в СФУ изучал социальную психологию, сейчас мечтает поступить в православный университет в Москве на факультет психиатрии и психологии. Считает, для священника эти знания крайне необходимы. Ведь если социальная психология отвергает душу человека, православная стоит на ее страже. А о душе на Крайнем Севере думать ой как нужно! Без понимания человека, состояния его души здесь и делать нечего.

– У нас очень много суицидов среди молодежи. Однажды парень на воротах храма повесился. У коренных народов к этому склонность, – говорит настоятель Свято-Богоявленского храма. – Я считаю, сказывается отсутствие родителей. При нашей системе образования, когда детей кочевых народов из семей забирают и в интернат поселяют, ребенок лишен родительской любви и внимания. Живет в общежитии, воспитывают его чужие люди. Сирота. Как следствие – дети стали жестокими. У долганина не может быть неуважительного отношения к природе. Они воздают благодарность воде, огню, тундре, животным, которых используют в пищу, – оленю, рыбе. Это из поколения в поколение шло, иначе не выжить. А сейчас среди долган браконьерство появилось: оленя убивают и берут только самое ценное – язык и панты.

За 18 лет жизни в Хатанге отец Евфимий изучил традиции, культуру коренного долганского народа. Говорит, в последнее время перевернулось их представление о правильной жизни. Почему? Все дело в воспитании. Теперь уже не многие из воспитывающихся в интернатах и окончивших университеты хотят возвращаться на родину, к кочевой жизни, не ценят природу.

– Нужно менять систему интернатского воспитания, – считает настоятель. – Изжила она себя, вредоносной стала. Разрушает устои долганского народа, губит язык. Ведь думать на одном языке, а учиться на другом очень сложно.

Все дело в любви

Еще в начале своего пути Евфимий выбрал монашество. Если обычному священнику матушка помогает приход держать, иеромонаху все приходится одному делать – и службы готовить, и в интернате занятия о ценности жизни вести, и обычные бытовые проблемы храма решать. Сейчас, например, стали заметны ошибки строительства: зимой пол промерзает. Как ни устилают его коврами, все равно стоять зябко – нужно было деревянным делать. Все это учтено при возведении двух новых церквушек в отдаленных поселениях Новорыбном и Хете. Усилиями иеромонаха Евфимия здесь храмы появились. При первой же оказии (на вертолете) батюшка спешит к своим подопечным за сотни километров. Крестит, причащает, беседует. Это тоже немаловажно. Иногда человеку просто выговориться нужно, доброе слово в ответ услышать.

Храм в Хете

– Для меня переезд в Хатангу был шоком: слишком суровый здесь климат, край земли, – признается батюшка. – Я не тундровик, не собираю грибы-ягоды, у меня аллергия на укусы мошек, но я не разочаровался в этой земле. Северный народ замечательный. Иногда мы не понимаем долган, потому что не вникаем в их философию. А они живут в гармонии с природой. И если эта любовь пропадет у долган, конец северной земле.

Необходимо ваше участие

Миссионерский приход нуждается в помощи. Для библиотек долганских поселков необходима духовная литература и произведения классиков. Газета «Наш Красноярский край» приглашает всех читателей принять участие в акции по сбору литературы для сел Крайнего Севера. Книги (духовную литературу и произведения классиков) вы можете приносить в редакцию газеты по адресу: г. Красноярск, ул. Республики, 51, стр. 1. Большой объем литературы мы готовы забрать самостоятельно у жителей Красноярска, Емельяновского и Березовского районов. Журналист Елена Лалетина готова ответить на ваши вопросы по телефону 8 913 510-57-25.

Фото Олега КУЗЬМИНА, из архива Свято-Богоявленского прихода

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но