Миссия выполнима Православная церковь края возрождает миссионерское движение

Миссия выполнима Православная церковь края возрождает миссионерское движение

Один из самых неоднозначных и интересных людей в современной православной церкви протодиакон Андрей Кураев в своем интервью как-то пошутил: «Конец света наступит, когда шоу «Дом-2» покажут по телеканалу «Культура». Он же считает книгу Толкиена «Властелин колец» примером миссионерской литературы. Роман способен «усложнить мир молодого человека, понудить его к труду мысли». Впрочем, в том, чтобы уйти из вселенной простых языческих инстинктов (поесть, размножиться, защититься от врагов), наверное, нуждаются многие из нас. Одна из серьезных задач современной православной церкви – миссионерское служение.


Наш земляк диакон Иван Логинов недавно был призван возглавить миссионерскую деятельность в Красноярской митрополии. До этого он полтора года путешествовал по Абхазии вместе с протодиаконом Андреем Кураевым. Тот долгое время преподавал теорию миссиологии в Московской духовной академии. Теперь появилась возможность проверить книжные выкладки на практике.
О том, как строилась работа уникальной миссии в Абхазии, а также о том, как она будет проистекать в Красноярском крае, рассказывает диакон Иван ЛОГИНОВ.

 

На земле Иоанна Златоуста

– Почему вы отправились именно в Абхазию? В любом спальном районе – хоть в московских, хоть в красноярских Черемушках, – уверена, найдется немало людей, душе которых необходима помощь. 

– Христианская история Абхазии начинается с первого века нашей веры. Там закончил земной путь святитель Иоанн Златоуст. До сих пор абхазские селения украшают древнейшие христианские храмы… Однако страна со столь уникальным историческим наследием находится в состоянии церковного запустения. В древних византийских храмах – ни духовенства, ни прихожан. Двери некоторых из них отпираются лишь для экскурсий. После грузино-абхазской войны Абхазская епархия утратила связь с грузинской церковью.
Религиозное будущее страны еще не определено. У большинства жителей просто не было возможности услышать живую православную проповедь. Ислам – а у него очень прочные позиции на Кавказе – пока в Абхазии не обозначился. Большинство местных придерживаются национальных языческих традиций. Но и представления о «родном» язычестве у них смутные. В условиях такой религиозной открытости православные просто не имеют права замалчивать свою веру.

Но пока по всей стране служат около 15 священников – большинство из них клирики Русской православной церкви. Времени для внехрамового общения с народом у этих священников просто нет. Поэтому присутствие миссии там необходимо.

– В свое время, когда Кураев приезжал в Красноярск, он собирал залы по 300–500 человек. Этакий Элвис Пресли от православной церкви. В Абхазии наверняка приходилось работать в более суровых условиях?

– По-своему это был уникальный опыт. Что касается отца Андрея, то раньше он посещал места, куда его приглашали. А значит, встречали в аэропорту, везли в гостиницу, потом на лекции, потом на обед или ужин. В Абхазию же пришлось отправиться, по сути, без приглашения, по внутреннему зову… Там он был предоставлен сам себе. Посещал страну минимум два раза в месяц. Прилетев в Сочи, садился на скутер и ехал в любую погоду 150 километров до Сухуми. Бывало, мопед ломался. Приходилось передвигаться и под дождем, и в темное время суток… Однажды под Гаграми попал в аварию – сломал руку, повредил скутер. Как-то в Интернете прошел слух: Кураев умер. По какому-то мистическому совпадению он как раз в это время возвращался из Абхазии и действительно чудом остался жив. В темноте, проезжая на скутере по тоннелю, отец Андрей на большой скорости чуть не влетел в бетонный блок, перегородивший дорогу.

В Абхазии нам удалось наладить работу в трех направлениях. Отец Андрей читал лекции в Абхазском университете, встречался со школьниками. Школьники, к слову, оказались, наверное, самой благодарной аудиторией. Ребята задавали серьезные вопросы, вступали в диалог. Еще одним направлением миссии стали беседы и лекции для общественности. Такие встречи мы проводили и в древнейшем пицундском храме, и в Доме культуры, и в актовом зале районной администрации. Здесь мы встретились с трудностями. Дело в том, что абхазы не воспринимают всерьез рекламу – в отличие от россиян. Там, например, на последних президентских выборах один из кандидатов в президенты проиграл. Он обратился к российским политтехнологам, а те привыкли своих кандидатов «рекламировать». Меж тем в Абхазии самое надежное средство оповещения – сарафанное радио. Поэтому нам практически сразу было ясно, что на мгновенный миссионерский эффект делать ставку бессмысленно. Миссия здесь должна быть рассчитана на длительное присутствие и постепенное вживание.

– Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от работы в Абхазии.

– В Абхазии, наверное, впервые за время своей церковной жизни мне посчастливилось встретить монашество в его первоначальном виде. Первые монахи, будучи движимы внутренней духовной свободой, удалялись для индивидуального подвига в пустыню. Годами они там пребывали наедине с Богом. Сегодня же монашеская жизнь, напротив, общинна и строится на обетах послушания монастырскому начальству.
В абхазских горах еще со времен СССР селились подвижники, искавшие свободы от советского надзора за церковью. Немало монахов в ту пору мечтало уехать из России к кавказским отшельникам. Вот эта советская традиция абхазского отшельничества еще жива: по сию пору из нашей страны в абхазские горы едут отшельники. И мне посчастливилось повстречать там светлых жизнелюбивых монахов, не обременных ни монастырским надзором, ни карьерными амбициями. Одеты они были в самые простые поношенные подрясники в заплатках, но при этом в них отсутствовала брезгливость к «мирскому», не было заметно страсти к поучениям.

 

К истокам Тунгуски

– Вы вернулись в Красноярск после почти двух лет отсутствия. За это время был назначен новый митрополит. Какие перемены, на ваш взгляд, произошли в церковной жизни края?

– Мне было действительно приятно встретить владыку Пантелеимона на красноярской земле. Ему, как и мне, очень близка абхазская церковная тематика. Будучи Адыгейским епископом, владыка Пантелеимон духовно окормлял находящуюся в географической близости абхазскую паству. Владыка по благословению патриарха Алексия рукополагал священников для Абхазии, совершал монашеские постриги абхазов. Мне кажется, опыт служения в прикавказском регионе воспитал в митрополите уважение и чуткость к иной культуре.

– Владыка вас назначил председателем епархиального миссионерского отдела. Каким образом будет выстраиваться ваша работа?

– Определены пока отдельные направления миссионерской работы. К примеру, один из таких проектов будет реализован к началу Великого поста. Мы его назвали «Погружение в православие». В течение Великого поста мы будем готовить людей к крещению. Будут проводиться подготовительные беседы, за всех готовящихся ко крещению в храме вслух будут возноситься молитвы с поименным перечислением оглашенных. Само крещение состоится накануне Пасхи. Прошедшие подготовку будут крещены митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном.

– Получается, вы пойдете к тем, кто уже внутренне готов воспринять слово Божие…

– Не только. Есть и те, кто церковь воспринимает нейтрально, без агрессии. С ними тоже можно и нужно искать общий язык. Дело в том, что в крае есть места, где люди просто не имеют возможности встретиться со священниками. Иное направление миссии выходит за пределы города и даже за пределы епархии. Это миссионерские поездки на север и юг Красноярского края.
Миссионерское присутствие на юге состоит в реабилитации людей, попавших под влияние секты Виссариона. Среди его адептов есть люди, утратившие интерес к секте и ищущие контакта с православием. Очень важно выйти к этим людям навстречу с подлинной христианской проповедью.

На севере немало поселков, большую часть года практически изолированных от Большой земли. В таких селениях нет храмов, туда не приезжают священнослужители, а сами местные жители из-за отсутствия путей сообщения (за исключением дорогостоящей авиации) не имеют возможности добраться до храма. Я имею в виду в первую очередь речные поселки, стоящие на притоках Енисея. К примеру, на той же Подкаменной Тунгуске на протяжении более тысячи километров на десяток селений есть только один православный храм – в Байките. При этом судоходство на этой реке открыто чуть более 20 дней в году. Если нам удастся приобрести водный спецтранспорт, преодолевающий мелководные реки, то мы обязательно отправимся с миссией в самые отдаленные речные поселки. У миссионерского отдела Красноярской епархии есть многолетний опыт миссионерских поездок на север края на катерах. Вопрос стоит только в подготовке транспортно-материальной базы.

– Сегодня многие говорят о выстраивании Русской православной церковью так называемой вертикали власти – например, через увеличение количества епархий. Насколько внутренне востребованы и оправданы такие перемены?

– Сегодня миссионерам не нужно ставить перед собой глобальной сверхзадачи обращения к православию всех атеистов и безбожников. Есть не менее важные локальные цели. Скажем, подарить возможность услышать о православии тем людям, которые такую возможность ищут и желают. Есть те, кто открыт к диалогу с Церковью, но пока что не решается первым сделать шаг в этом направлении. Пока Церковь не может выйти на полноценный контакт даже с этой, приветливо настроенной аудиторией. Ни священники, ни тем более епископы просто не имеют времени откликнуться на все призывы, обращенные в сторону Церкви. Поэтому если логика разделения епархий состоит в том, чтобы через увеличение епископата возросло количество духовенства, то это действительно востребованный шаг к решению. Вопрос в ином: какие механизмы будут задействованы, чтобы количество переросло в качество?

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что