Формирование универсальной городской среды – одно из приоритетных направлений, которое вместе с жителями развивает сегодня администрация Красноярска. Серьезное внимание при этом уделяется вопросам транспортной доступности для всех категорий населения краевой столицы. Так, растет удельный вес автобусов с откидными пандусами для колясочников. А для инвалидов по зрению разработано, апробировано и успешно действует специальное транспортное приложение – «Мобильный помощник».
На днях специалисты МКУ «Красноярскгортранс» провели в краевом отделении Всероссийского общества слепых обучающий семинар. Поводом для этого послужило обращение на прямую линию президента России Владимира Путина одного из красноярцев. Он сетовал на то, что слишком мало горожан знают о таком приложении. Вот почему и было принято решение рассказать о системе «Мобильный помощник» в каждом районном отделении общества слепых.
– Это приложение мы начали внедрять с 2016 года, – говорит руководитель управления социальной защиты населения администрации Красноярска Ольга Качанова. – Сервис позволяет инвалидам по зрению передвигаться по городу на общественном транспорте в любых направлениях, сведя постороннее сопровождение к минимуму. В целом программа хорошо адаптирована к городским условиям. Она постоянно дорабатывается и совершенствуется с учетом мнений и пожеланий общественных организаций инвалидов.
Как это работает на практике? Приложение (его адрес mu-kgt.ru/informing/helper) устанавливается на телефон с тем, чтобы помочь инвалиду в голосовом режиме узнать, где находится ближайший нужный ему автобус, троллейбус или трамвай, через какое время он подъедет к нужной остановке. После чего пользователь может отправить сообщение – оно автоматически поступит водителю транспортного средства на бортовой навигационно-связной терминал. И водитель будет заранее знать о том, что на конкретной остановке ждет инвалид, которого нужно встретить, помочь зайти в автобус и так далее. Кроме того, это же сообщение попадет и на пульт диспетчера, который возьмет его на контроль.
– Программа, конечно, нужная, – делится впечатлениями от ее использования инвалид по зрению Степан Кузнецов. – С технологиями я на «ты», поэтому управлять ею в принципе не сложно. Программа предусматривает голосовой режим. При этом те, кто видит крупный шрифт, могут использовать и обычный, пальцевый, метод ввода. Пока сервис позволяет отслеживать на остановке только один конкретный маршрут, но, надеюсь, в перспективе его возможности станут шире.
Для людей преклонного возраста, у которых могут возникнуть сложности с использованием программы, предусмотрен своего рода запасной вариант. Сервис позволяет позвонить диспетчеру напрямую, и тогда он уже возьмет на себя все остальное: предупредит водителя, сообщит о времени прибытия ближайшего автобуса на конкретную остановку.
– В настоящее время вместе с властями региона мы решаем вопрос обеспечения смартфонами, на которые нужно устанавливать приложение, тех инвалидов по зрению, кому это жизненно необходимо, – сказала председатель краевого отделения Всероссийского общества слепых Валентина Прудкова.
В свою очередь, департаментом транспорта совместно с управлением социальной защиты населения администрации Красноярска разработана памятка «Доступность транспорта для инвалидов». В ней содержится вся информация об общественном транспорте, предназначенном для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями, о сервисах информирования.
Для того чтобы зарегистрироваться в «Мобильном помощнике», нужно позвонить по телефону 256-84-02 (добавочный 110). Диспетчер уточнит ваши контактные данные и вышлет ссылку с персональным кодом доступа.