Оформить заказ в интернет-магазине, получить скидку на товар или услугу, устроить ребенка в спортивную секцию, забронировать номер в гостинице – мы постоянно делимся с окружающим миром своими персональными данными. А потом искренне удивляемся неожиданным ночным звонкам или СМС с «заманчивым» предложением оформить кредит, страховой полис, приобрести товар со скидкой. Как обезопасить себя от навязчивой рекламы?
Не больше, чем нужно
Неприкосновенность нашей частной жизни, личную и семейную тайны призван защищать закон «О персональных данных». Он был принят еще в 2006 году. Эти же права каждого гражданина страны гарантирует и Конституция России. Просто в законе более детально прописано, что непосредственно относится к персональным данным, принципы и условия их обработки, некоторые другие аспекты. Государственным органом, который ведет контроль за соблюдением законодательства в этой области, является Роскомнадзор.
Итак, сбор информации о вас, ее систематизация, передача, использование, хранение, уничтожение – все это является обработкой персональных данных. Подобные действия имеет право совершать только оператор – государственный, муниципальный орган или физическое, юридическое лицо. Например, управляющие компании, образовательные и медицинские учреждения, туристические фирмы – все они являются операторами персональных данных.
– Обратите особое внимание на такой момент: обработка всегда проводится в определенных целях, которые должны быть предельно четко сформулированы, – говорит руководитель Енисейского управления Роскомнадзора Наталья Бурдюкова. – Собирать сведений больше, чем это необходимо, нельзя. Например, если вы устраиваете ребенка в спортивную секцию и там интересуются уровнем дохода семьи, то эти данные являются явно избыточными. К процессу спортивного воспитания ребенка они не имеют абсолютно никакого отношения.
За семью печатями
Порой операторы халатно относятся к своим обязанностям. В результате образуется неправомерный или случайный доступ к вашим персональным данным. Они изменяются, идут, что называется, по рукам, и так далее. Что ж, закон в этом случае суров. С июля 2017 года штрафы стали еще жестче: на должностных лиц – до 10 тысяч рублей, а на юридических – от 25 до 50 тысяч.
Любые документы с информацией о вас оператор обязан хранить в специально оборудованном сейфе или запираемом шкафу. Главное требование – исключить к ним несанкционированный доступ тех сотрудников, которые в силу своих должностных обязанностей не имеют права их обрабатывать, а также посторонних.
– В наше управление поступает большое количество обращений с жалобами на звонки или СМС с рекламой каких-либо товаров, услуг. Недовольны люди и обращениями из банковских организаций: обычно их спрашивают о местонахождении должников, просят или требуют повлиять в части погашения долга, – продолжает Наталья Бурдюкова. – Мы выясняем, откуда у работников банка персональные данные граждан, не имеющих никаких правовых взаимоотношений с их кредитной организацией. Как правило, узнаем следующее: должник указывает номер телефона как контактный. После нашего вмешательства в ситуацию подобные звонки прекращаются.
Будьте бдительны!
И все же, как нам самим постараться обезопасить свои персональные данные? Ведь, как показывает практика, в большинстве случаев люди сами дают согласие на их обработку. Вот самая распространенная ситуация: приобретая тот или иной товар, человек заполняет предложенную ему анкету и берет скидочную карту. В этой анкете и указываются персональные данные: фамилия, имя и отчество, номер паспорта, домашний адрес, номер телефона, адрес электронной почты. Поставил подпись – согласился на тот или иной вид рассылки, передачу информации о себе для ее использования в рекламных целях.
А если вдуматься: для чего работникам того или иного магазина знать, когда вы родились и где прописаны? Подавляющее большинство бонусных, скидочных карт не являются именными. Но человек дал согласие на обработку, и теперь рекламные менеджеры будут звонить ему и рассказывать о новых услугах, акциях и мероприятиях в любое удобное для них (не для вас!) время.
Поэтому совет достаточно простой: чтобы избежать неприятных и назойливых звонков, внимательно читайте все документы, которые подписываете. А также, прежде чем передать свои персональные данные, подумайте, кто и в каких целях может ими воспользоваться.
Виртуально, но реально
Самой незащищенной категорией в этом плане являются дети. Они доверчивы, редко задумываются о возможных последствиях своих поступков, любят похвастаться друг перед другом. Чтобы привить им привычку бережного отношения к личной информации, специалисты Енисейского управления Роскомнадзора регулярно проводят в школах открытые уроки, семинары и конференции, выступают с докладами на родительских собраниях.
Самый простой пример. В последние годы в интернете можно найти большое количество сайтов с шаблонами писем, адресованных Деду Морозу. Казалось бы, просто милый и совершенно безобидный поступок. Но ребята, заполняя эти письма, раскрывают очень много личной информации: свой домашний адрес, номер школы и класса, место работы родителей. Кто может поручиться, что злоумышленники не возьмут эту информацию на вооружение? Ведь ребенок раскрыл и свои персональные данные, и всей семьи. Этой информацией вполне могут воспользоваться мошенники. Поэтому папам и мамам нужно отслеживать эти ситуации и объяснять детям, что можно выкладывать в интернет, а что нельзя.
Да, государственные органы ведут контроль за информационной продукцией, проводят мониторинг интернета, при выявлении нарушений блокируют незаконно размещенную информацию и привлекают нарушителей к ответу. Но обучение детей, причем с самого раннего возраста, правилам безопасного поведения в Сети – задача по большей части родительская.
– Нужно объяснить ребенку, что в словосочетании «виртуальная реальность» очень важно именно второе слово, – советует Наталья Бурдюкова. – Все, что происходит в мировой паутине, реально. И от опасностей не отгородиться, просто закрыв страницу того или иного сайта. Вы ведь учите ребенка, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми на улице, рассказывать им о себе? Точно так же он должен усвоить, что выложить личные данные в социальной сети – все равно что поведать их на улице первому встречному.