Молчание на проводе

Молчание на проводе
Фото Олега Кузьмина

В последние месяцы читатели НКК все чаще жалуются на шквал «молчаливых» звонков – едва человек успевает принять вызов, как на том конце бросают трубку. «Атаки» могут продолжаться несколько дней подряд, а после наступает затишье, пока не начинается следующий «цикл». Что это – роботизированная проверка баз данных, разведка хитрых мошенников? Стоит ли перезванивать по незнакомому номеру? Что говорить и нужно ли, если тебе все же ответили? Кому и уместно ли жаловаться в таких ситуациях?

Вкалывают роботы

Существует несколько версий, кто и с какой целью совершает безответные звонки. Как нам пояснили специалисты одного из федеральных сотовых операторов, в основном масштабные обзвоны нужны для актуализации существующих баз данных или создания новых. Чаще всего на том конце провода робот, совершающий запрограммированное количество тысяч комбинаций в минуту.

Если абонент перезванивает, система записывает его как достоверный контакт. Именно по этой причине после вашего ответа или попытки перезвонить на вас может обрушиться уже самый настоящий шквал «выгодных предложений» от компаний и банков. Робот передает в систему, что вы живой и вас можно «обрабатывать».

Некоторые устраивают такую сверку для того, чтобы подороже перепродать свой «телефонный справочник» – актуализированные базы ценятся выше на сером рынке. А уж кто и как данные будет использовать в дальнейшем, продавцов не волнует. Возможно, ваш номер окажется у безобидной торговой компании, а может, попадет в руки мошенников.

Опасаться, что с вашего счета снимут крупную сумму просто за факт того, что вы перезвонили, не стоит. Всего несколько лет назад подобные схемы действительно работали. Сегодня же номера-ловушки запрещены в России. Впрочем, перезванивать все равно не стоит – ничего нового и полезного на незнакомом номере вам не сообщат.

Роботизированные обзвоны также практикуют компании, которые пытаются обойти закон «О рекламе». Дело в том, что нормы требуют от оператора получить предварительное согласие абонента на выслушивание монолога о достоинствах той или иной услуги, а если потенциальный клиент перезванивает сам, то он де-факто уже согласен.

В Роскомнадзоре пояснили, что звонки сами по себе не являются нарушением, так как компании не используют ваши персональные данные. Доказать, что ваш номер попал к ним через украденные базы, практически нереально.

Управляющий партнер юридической компании «Антикризисный центр» Дмитрий Провоторов рассказал, что в России нет даже закона, позволяющего привлечь досаждающую вам компанию:

– Если бы речь шла о коллекторах, которые нарушают регламент, то что-то возможно было бы сделать. Требовать с вас вернуть долги можно только по строгому графику. А тут, «вероятно», кто-то ошибся номером. Даже если кто-то балуется, сделать практически ничего нельзя. Поставьте абонента в черный список. Понимаю, кого-то это может раздражать, выводить из себя, но поделать тут юрист ничего не может. Тут нет нарушения и уж тем более состава преступления.

Прелести «черного списка»

Чтобы совсем избавиться от нежелательных звонков, сотовый оператор посоветовал нам либо внести уже известные номера в черный список, либо воспользоваться услугой антиспама, которая блокировала бы нежелательные вызовы. Все эти услуги, как вы понимаете, платные.

В Центробанке нам сообщили, что по вопросам недобросовестной рекламы, в том числе и посредством телефонных звонков, необходимо обращаться в Федеральную антимонопольную службу. Если же вы подозреваете, что используются ваши персональные данные, то лучше писать жалобу в Роскомнадзор. Впрочем, пока в России не было ни одного случая привлечения к ответственности тех, кто досаждает людям звонками.

Ситуация становится проще, если вам известно наименование банка или микрофинансовой организации. Можно обратиться непосредственно туда с просьбой исключить ваш номер из их базы. Не будет лишним отправить электронное письмо – обыкновенно на сайте кредитной организации имеется адрес для обратной связи.

Если диалог с компанией оказался безрезультатным, можно отправить обращение в интернет-приемную Центробанка – cbr.ru. Необходимо обязательно указывать наименование организаций и номера, с которых поступают звонки.

Хотя в большинстве случаев досаждающие звонки кроме раздражения ни к каким пагубным последствиям не приводят, стоит всегда помнить: любой незнакомый номер потенциально опасен.

Основной причиной потери денег по-прежнему является собственная неосторожность и неосмотрительность. Жулики за последние годы не придумали ничего кардинально нового – звонки «из банка» с просьбой сообщить ПИН-код карты, перевести все средства на «безопасный» счет, «помочь» родственнику… Все сценарии рассчитаны на доверчивость и эффект внезапности. Как показывает практика, умелый мошенник даже у опытных и знающих людей способен выманить нужные данные.

Такой вид мошенничества правоохранители называют фишингом. С развитием мессенджеров в телефонах он стал еще более опасен. При помощи спам-рассылок гражданам отправляют фиктивные сообщения от имени уважаемых организаций, в которых указана ссылка на сайт-двойник. Тут якобы требуется ввести для подтверждения информацию, которая в дальнейшем будет использоваться для снятия средств с вашего счета. И уж тем более не ведитесь на так называемый нигерийский сценарий, когда мошенники предлагают перевести немного денег, чтобы оформить наследство неизвестного вам родственника, который совсем недавно «скончался» в Африке и на смертном одре вспомнил о вас.

Поэтому никогда не отправляйте и не сообщайте каким бы то ни было образом свои данные. «Привяжите» к телефону карту, которую периодически будете пополнять и использовать для повседневных покупок. Если ее и украдут, то похитят лишь незначительную сумму. Основную часть накоплений безопаснее держать на отдельном счету, а карточку вообще хранить дома.

Испытано на себе

Нашим сотрудникам также поступают подобные звонки, и мы из профессионального любопытства перезванивали по нескольким номерам телефонов. На одном из них нас «встретили» короткими гудками, а на втором сообщили, что это многофункциональная линия, которая используется несколькими компаниями для рекламных целей. Ни в одном случае сообщить о целях звонков нам не смогли. Также мы не потеряли свои деньги. Впрочем, сотовый оператор уверил нас, что это невозможно.

 

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

26 октября 2021
Без вины виноватые
Удивительно, но зачастую человек, дающий жесткий отпор злоумышленнику, в глазах правоохранительной и судебной системы выглядит нарушителем закона, а нападающий превращается
26 октября 2021
Помочь упасть на дно
«Ходила в церковь, просила, чтобы он уже скорее умер», – такое откровение пожилой женщины, матери алкоголика, поражает. Но правда в
26 октября 2021
Егор Корчагин: от ковида умирают чаще и быстрее
В Красноярскую краевую больницу поступают самые «тяжелые» пациенты с COVID-19 со всех районов края. И когда главный врач больницы Егор

Советуем почитать