По частоте употребления в рационе россиян молоко – в его разных видах – занимает третье место. Однако совсем не обязательно обладать образованием технолога, чтобы понять: к тому полезному «сырью», которое получают от коровы, магазинные йогурты, ряженки и всевозможные коктейли имеют отдаленное отношение. Жажду горожан по натуральному продукту может утолить бочковое молоко, но лишь отчасти. Поэтому первое упоминание в СМИ о проекте молокомата вызвало настоящий ажиотаж. Что, в общем-то, и неудивительно: купить деревенского молока в обычном супермаркете рядом с домом… Неужели это возможно?
Полезная новация
Для того чтобы разработать модель автомата, у старшего научного сотрудника Красноярского опытного завода Российской академии сельскохозяйственных наук Рафаэля Шагеева и его помощников ушло около трех лет. В этом году проект «Молокомат для объемного дозирования, автоматического розлива и продажи охлажденного молока населению без участия продавца» получил еще и государственную поддержку – 1,3 миллиона рублей от Красноярского фонда науки.
Эти средства ушли на то, чтобы собрать первый образец «железной» Зорьки.
Принцип работы нового устройства – такой же, как и в привычных всем аппаратах по продаже газированной воды. Опуская в монетоприемник определенную сумму, покупатель наливает в заранее подготовленную тару натуральное молоко, прошедшее минимальную обработку. Подобных устройств в России очень мало – в основном используются иностранные машины, которые еще нуждаются в дополнительной «адаптации».
– Уникальность нашего автомата, в том числе, и в применении ноу-хау – специального запатентованного приспособления, которое дополнительно обеззараживает молоко, – рассказывает Рафаэль Шагеев. – Кроме этого, мы предусмотрели еще дополнительную конструкцию, автоматически промывающую систему после каждого налива молока. Оно по нашему проекту от коровы до потребителя проходит максимально возможный короткий и безопасный путь. Кроме этого, молоко минимально соприкасается с воздухом, а значит, меньше портится. Во-вторых, традиционные способы обработки молока – охлаждение и пастеризация идут в закрытом режиме.
Тан, айран, кумыс?
Сразу же от коровы молоко поступает в охладитель, затем – в пастеризатор, потом – в вакуумном режиме – переливается в кег. Герметично закрытая емкость устанавливается непосредственно в автомат. Такой режим увеличивает время хранения на пять-семь часов по сравнению с бочками, где оно остается свежим около суток.
Минимальная обработка продукта, предусмотренная в проекте, позволяет не только сохранить естественную жирность – пока предполагается, что она составит около четырех процентов и выше, – но и приготовить в домашних условиях из «автоматного» молока кефир или ряженку.
– Несмотря на то что проект планируется запустить только в 2013 году, интерес к нему очень большой уже сейчас, – продолжает Рафаэль Шагеев. – Буквально несколько дней назад поступил звонок из Киргизии. Там наш коллега пытался сделать подобное устройство, но у него не получилось. Сейчас он готов приобретать автоматы у нас. Существенное преимущество такой техники в том, что она может применяться, в том числе, и для реализации кисломолочной продукции – тана, айрана.
Но, наверное, наибольший интерес к инновационному устройству проявляют сами сельхозпроизводители: не секрет, что закупочная цена продукта, который достается им тяжелым трудом, в разы ниже итоговой стоимости литра молока в магазине. По предварительным подсчетам, участие в проекте, который исключает цепочку посредников, позволит получить фермерам дополнительную прибыль в 15–17 процентов.
КОМПЕТЕНТНО
Леонид ШОРОХОВ
министр сельского хозяйства Красноярского края
– Мы приветствуем появление альтернативных форматов продажи сельхозпродукции – они расширяют возможности выбора для покупателей и способствуют поддержанию доступных цен, создавая здоровую конкуренцию. Оба формата продажи молока, которые действуют в крае – пакетированное молоко в торговых сетях и магазинах, бочковое молоко на улицах краевых территорий, – на сегодня востребованы. Они рассчитаны на людей с разными материальными возможностями и разными требованиями к продукту, что является плюсом, так как расширяет круг потребителей.
Заявленный проект молокоматов также представляется потенциально интересным и полезным. Особенно если заказ на производство получат краевые предприятия, а цена на молоко будет ниже, чем в торговых сетях.
КСТАТИ
Каким оно бывает?
□ Самым калорийным молоком считается оленье: оно содержит в пять раз больше жира по сравнению с коровьим, и для употребления его зачастую разбавляют водой.
□ Ближе всего к женскому грудному молоку… ослиное. Когда-то, еще до возникновения искусственных смесей, младенцев кормили именно им. Однако популяризировать этот вид продукта достаточно сложно: у ослицы всего два соска, и она может давать не более одного литра молока в сутки.
□ Одно из самых полезных – козье молоко: его используют для лечения желудочно-кишечных заболеваний, туберкулеза и выведения из организма тяжелых солей металлов.