Крестьянско-фермерское хозяйство Андрея Гисвайна в Енисейском районе считают уникальным. Во-первых, работает оно в условиях сложных для ведения сельского хозяйства, а во-вторых, именно это КФХ весной первым на Севере высеяло на полях зерновые. Теперь Андрею Гисвайну не нужно на зиму закупать дорогие корма: будут для коровок свои сено и фураж.
Молодой хозяин с опытом работы
По деревне Горская, что в пяти километрах от Енисейска, Андрей Гисвайн идет как хозяин. Местные жители ворчат на него: половину населенного пункта захватил своим хозяйством. А Андрей и не возражает, даже хвалится: это единственное действующее сельскохозяйственное предприятие в Горской. Здесь у фермера и коровы с бычками стоят, лошади пасутся, здесь гараж с парком сельскохозяйственных машин, склады, новенький, только отстраивающийся крытый загон, пилорама.
– Без нее невозможно, – поясняет фермер. – Если за стройматериалы деньги платить, без штанов останешься. А так мы и для себя лес пилим, и зимой подрабатываем на заготовке – оказываем услуги населению.
Дел у хозяина много в любое время года, но он мудро замечает:
– А что зимой делать? Не на печи же лежать. Нужно деньги зарабатывать.
Андрей – тот, про которого поговорка сложена: «Где родился, там и пригодился». Ему еще только 30 лет, а он уже восемь лет глава КФХ. Окончил электромеханический факультет СФУ, приехал домой на каникулы и остался.
– У нас династия – отец всю жизнь электриком проработал, брат в Красноярском аграрном университете учился на электрификации и автоматизации сельского хозяйства. Я в более престижный вуз поступил, думал устроиться по специальности. Но ни дня не работал – к счастью или нет, не знаю. Только получил диплом, покос начался, приехал родителям помогать, а в ноябре открыл свое фермерское хозяйство.
Андрей замечает: его любовь к сельскому труду не случайна. С детства к этому приучен. А в постперестроечные времена отец стал предпринимательством заниматься: сено косил и продавал, сыновья помогали.
200 рулонов – смешные цифры!
Сено тогда руками заготавливали, в зароды складывали. Нанимали технику и вывозили с полей дорогами общего пользования. А в 2005 году дорожная инспекция эту практику прекратила: запретила рассыпное сено возить по общим трассам. Пришлось Гисвайнам думать, как и клиента не потерять, и по правилам работать. Тогда в семье появился первый пресс-подборщик – старенький, но рабочий.
– Мы им 200 рулонов сена заготовили. Сейчас думаю: какие смешные цифры, – улыбается Андрей. – За неделю 150 рулонов продали. Людям удобно – закатил рулон в машину и повез.
Андрей как фермер и сам с сена начинал. Только потом в его хозяйстве крупный рогатый скот появился. Мера эта вынужденная, поясняет хозяин, ради безотходного производства. Ведь при массовой заготовке встречается и некачественное сено – прелое, с ветками или травой-пучкой. Вот и решили Гисвайны этот продукт своим коровкам скармливать. В Горскую на подворье КФХ привезли сначала несколько телят – тех, что у коров отца и брата Андрея появились. Здесь они на беспривязном содержании.
– Это идеальный вариант разведения своей скотины, – отмечает фермер. – А еще лучше лошадей, потому что они неприхотливы. Дали им сена – ешьте сколько хотите, воды – пей не хочу.
В первый год в Горской 10 коров перезимовали. А потом прирост пошел. Андрей племенного бычка прикупил, начал мясную породу выводить. Затем в хозяйстве появились лошади (тоже на мясо идут).
Сейчас у Гисвайна 70 голов крупного рогатого скота и 25 лошадей. Хозяйство практически семейное: помогают Андрею отец и старший брат.
– Он у нас настоящий животновод, – улыбается фермер. – А я техникой заведую. Это мое.
Трактор, а лучше меня выглядит
В гараже у Гисвайна различной сельскохозяйственной техники – как в крупном колхозе. Каждую машину Андрей знает, как говорится, «в лицо».
– Вот этот трактор мой ровесник, но до сих пор в хорошем состоянии. Выглядит лучше меня, – шутит хозяин. – Вот эту сороковочку взяли, когда я на втором курсе института учился, а вот этому товарищу семь лет уже. Хорошо работает, молодец. Недавно новый рулонный пресс-подборщик приобрели.
У каждой машины своя история. Фермер помнит, где и когда она была приобретена, сколько раз ремонтировалась и как ведет себя в работе.
Сейчас у Гисвайна четыре пресс-подборщика.
– Даже большие предприятия не могут похвастать таким парком! – замечает Андрей. – Нам государство помогло. Вернуло часть затрат на покупку лесного манипулятора. Как только деньги на счет пришли, я сразу восемь голов герефордов заказал. Опять половину стоимости возместили. Затем на косилку и пресс получил субсидию. А в прошлом году взял маленький погрузчик, заказал 13 тонн сортового зерна – вновь деньги получил от государства.
Кстати, посевы зерновых – тоже вынужденная мера, как и занятие животноводством. Слишком уж дорогой фураж на севере края.
– В Енисейске фураж стоит минимум 10 рублей за килограмм. Если покупать на сто голов – цифра выходит значительная, – рассуждает фермер. – Я брал мало, коровам только попробовать. А свое зерно позволит накормить скотину досыта. И привесы пойдут, и репродуктивная функция улучшится…
В этом году Гисвайн взял в аренду 70 гектаров земли, посеял. Планирует: даже если 15 центнеров с гектара соберет, 100 тонн фуража на зиму за глаза хватит, часть даже местному населению продать можно.
Продукция фермера из Горской в Енисейском районе пользуется спросом. В округе многие держат скот, так что сено уходит влет. Так же как и говядина и конина. Андрей замечает: даже если есть техника в хозяйстве, сельчане не заморачиваются с заготовкой кормов, пользуются услугами. Знают: Гисвайн цены не задирает и качество гарантирует.
Богаче поддержка – больше фермеров
В Красноярскстате подвели итоги сельскохозяйственной переписи, которая проводилась в 2016 году, и сделали вывод: за 10 лет количество фермеров в регионе увеличилось в три раза.
По данным статистики, на территории края существует 544 фермерских хозяйства. Это около 40 процентов от числа всех животноводческих хозяйств региона. По итогам прошлой переписи 2006 года их число составляло 194.
Как правило, фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели-животноводы содержат до 20 голов крупного рогатого скота. При этом в 1 534 хозяйствах количество скота составляет свыше 10 голов. Это в три раза больше, чем в 2006 году.
Возможно, росту количества фермеров в нашем регионе способствует программа государственной поддержки. Закон, гарантирующий финансовую помощь, появился в крае в 2012 году. Как говорят в краевом министерстве сельского хозяйства и торговли, за шесть лет получили поддержку 249 начинающих фермеров. Еще 47 главам КФХ государство выделило помощь на развитие животноводческих ферм. Только в 2017 году гранты на создание и развитие крестьянско-фермерских хозяйств предоставлены 50 начинающим фермерам, восемь глав КФХ получили субсидии на развитие семейных животноводческих ферм.
При этом объем господдержки семейных животноводческих ферм растет практически ежегодно. Так, в 2014–2015 годах на развитие фермерских хозяйств край заложил 32 млн рублей, в 2016 году – 54,1 млн рублей, в 2017-м – 78,2 млн рублей, в 2018-м – почти 52 млн рублей, а также около 17 млн рублей федеральных средств. В результате два года назад за эффективную реализацию мероприятий грантовой поддержки малых форм хозяйствования Красноярский край получил серебряную медаль Минсельхоза России.
В 2019 году на поддержку фермеров планируется потратить из краевого и федерального бюджетов около 114 млн рублей.











