При ближайшем рассмотрении бόльшая часть новых видов афер оказываются лишь хорошо забытыми старыми приемами. Меняется лишь форма и отчасти подача. Психологическое давление на жертву, ставка на жадность или жалость остаются главными козырями в арсенале злоумышленников.
Ничего святого
Мошенники сейчас проникают в такие сферы, где, казалось бы, случаи откровенного обмана были очень редки. Киберполицейские, к примеру, все чаще фиксируют преступления при онлайн-продаже цветов. Схема классическая и отработанная в других «отраслях» – аккаунт с заманчивыми ценами и красивыми букетами для привлечения внимания, связь с продавцом через мессенджеры и далее перевод денег с обещанием привезти цветы в течение часа. Обычно после перевода продавец «растворяется» в киберпространстве.
В полиции предупреждают о признаках таких поддельных магазинов – при оформлении страницы используются реальные фотографии существующих студий флор-дизайна, адреса указываются реальные, но не имеющие к продаже цветов никакого отношения, нет официального сайта и возможности классической онлайн-оплаты. Также обыкновенно мошенники не публикуют никакие юридические данные о компании.
Правоохранители советуют настороженно относиться к таким «салонам», если общение с продавцом ведется исключительно через мессенджеры, цены на букеты ниже рыночных, а перевод требуется осуществить полностью или частично до подтверждения заказа.
Алло, это маркетплейс
Уж сколько раз твердили – ни банковские служащие, ни сотрудники «Госуслуг», ни полицейские не будут вам звонить и требовать назвать цифры из СМС-сообщений для осуществления банковского перевода или какой-либо доставки. И все же наши сограждане продолжают попадаться на эту уловку. Мошенники «расширяют» круг ведомств и компаний, которым вдруг понадобились ваши деньги.
Из новенького – «сотрудники маркетплейсов». Злоумышленники сначала сообщают жертве, что ту ожидает доставка и нужно лишь подтвердить ее. Даже если человек ничего не заказывал, его убеждают – это подарок от знакомых, друзей или родственников, потому что адрес указан верно и никакой ошибки быть не может – как правило, мошенники уже знают ваши персональные данные. Тут уж в качестве вариации могут сболтнуть что-нибудь о ценности или высокой стоимости «подарка».
Когда клиент «готов», его просят назвать код из СМС или пуш-уведомления. Это происходит во время разговора, потому у жертвы, постоянно отвлекаемой собеседником, уровень тревоги минимален. Далее все просто – переданные мошенникам цифры используются для входа в ваш кабинет интернет-банка. Воришки снимают с ваших счетов все доступные средства и перестают выходить на связь. Все случается довольно быстро – еще во время разговора.
Запомните раз и навсегда – никогда и никому не сообщайте коды из СМС или пуш-уведомлений. Ни один сотрудник ни одной организации не запросит у вас эту информацию. На то эти коды и приходят лично вам, чтобы только вы смогли зайти на тот или иной интернет-ресурс.
Мечта о «крипте»
Ох уж это желание стать богаче здесь, сейчас и по возможности не прилагая никаких усилий. Мошенники частенько используют эту человеческую слабость. Киберполицейские сообщили, что злоумышленники предлагают держателям криптовалюты «выгодные» условия, а затем… ну вы уже знаете – исчезают.
Так, недавно на одной из торговых площадок, где на аукционе можно за криптовалюту купить красивые никнеймы, номера и премиум-подписки, появился новый вид мошенничества. Жертве предлагают сделку в обход площадки – дескать, очень понравился ваш товар – и предлагают очень заманчивую цену. Как правило, жадность берет свое (непонятно, сколько денег ты заработаешь на аукционе, а тут «живой» покупатель) – человеку высылают фишинговую ссылку. Пользователь кликает, попадает в поддельное мини-приложение, которое даже профессионал вряд ли отличит от настоящего, вносит депозит. Здесь продавца просят оплатить комиссию. И классика жанра – после перевода средств мошенники исчезают.
Это, как говорится, если мошенники решили обойтись малой кровью. Самая большая опасность кроется, если фишинговая ссылка просит логины, пароли или коды из СМС. Таким образом жертва может лишиться целого аккаунта и всех своих средств.
Потому главное правило – любая просьба или требование перейти в сторонний бот, внести средства, сообщить код или любую другую персональную информацию должна восприниматься как мошенничество.
Чтобы не потерять средства, всегда сверяйте названия официальных платформ и названия ботов, которые используются на этих ресурсах.
Грустная пятница
В скором времени рынок может ждать пик мошенничеств – грядут праздники, «черная пятница». Среди распродаж и реально выгодных предложений легче замаскировать мошенническую схему. Киберполицейские подготовили список советов, как не стать жертвой аферистов.
Критически относитесь к разного рода громким слоганам и яркой агрессивной рекламе. Конечно, это сложно, потому что и законопослушные продавцы на пике распродаж будут использовать идентичные приемы. Мошенники не чураются маскироваться под крупные бренды и опускать цены ниже рыночных в разы.
Если такой сайт вычислят, завтра мошенники создадут другой с еще более привлекательными ценами и ассортиментом. Отсюда правило – если вы покупаете вещи определенного бренда, стоит покупать только на официальном сайте. Обязательно проверьте правильность написания самого адреса – злоумышленники могут лишь заменить одну букву, знак. Будет очень похоже на оригинал, но уже не то.
Если вы купите неоригинальный товар, это не так уж и страшно. Мошенники могут лишить вас денег. Стоит отнестись настороженно, если:
- магазин продает товар ниже рынка и требует предоплату;
- ссылка на распродажу получена через почтовую рассылку, мессенджеры или социальные сети. Кликнув на «выгодное» предложение, рискуете попасть на фишинговый ресурс, который собирает данные карт;
- вам сообщают о крупном выигрыше и необходимости внести «обязательный платеж». Ни при каких выигрышах не требуется тут же платить налог или пошлину;
- звонит псевдокурьер и уточняет ваш адрес – для этого ему якобы требуется код из СМС. Уловка примитивная и, что называется, на дурака, но действует, и притом довольно часто.



