Уловки тех, кто только и мечтает снять деньги с чужих банковских карт, известны многим. И мошенники это знают, поэтому и придумывают все новые и новые способы. Что бы вы, к примеру, подумали, если бы рано утром с хорошо известного номера вашего банка позвонили и сообщили, что только что вы хотели перевести 50 тысяч рублей жителю, к примеру, Хабаровского края с незнакомой фамилией?
Конечно, любой владелец карты тут же бы сообщил, что никаких подобных операций он не выполнял.
И что дальше?
– Значит, злоумышленники получили доступ к вашим данным в интернет-банке. Нужно заблокировать карту и выпустить новую, – поясняет заботливый «сотрудник банка».
А вот дальше происходит самое интересное. Обещают запустить автоматическую систему, и вы должны будете ввести код, который сейчас придет по СМС… Догадываетесь, что будет дальше?
К сожалению, киберпреступники все чаще маскируют свой номер под официальные номера банков. Мошенники используют специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне человека отражается официальный номер банка. Обычно преступник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее из открытых источников, например, из социальных сетей и с помощью фишинга.
Нередко они даже включают звуки, имитирующие работу оживленного call-центра, чтобы у клиента банка не появилось и тени сомнения.
От клиента они требуют немедленно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Иначе деньги будут потеряны. При этом звонки чаще всего делают в неудобное время – к примеру, рано утром. Чтобы человек, не успев как следует проснуться, был сбит с толку и выполнил все действия.
Но всегда нужно помнить, что, если клиент сам сообщит преступникам секретную информацию, которую нельзя разглашать, вернуть деньги через банк уже не получится!
– Красноярцы, не теряйте бдительности, – призывает Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России. – Вам кажется, что разговаривает сотрудник банка, вы сомневаетесь, колеблетесь, вам неудобно прервать разговор, показаться недоверчивым. Отбросьте сомнения. Как бы правдоподобно ни разворачивалась ситуация, прервите разговор, перезвоните в банк сами по номеру, указанному на сайте банка или на вашей карте. Перестраховавшись, вы будете уверены, что разговариваете с сотрудником банка, а не с преступником. Обязательно расскажите об этих правилах своим старшим родственникам, которые наиболее уязвимы в таких ситуациях
Итак, какие же правила безопасности нужно соблюдать?
- Всегда набирайте только официальный номер банка. Он указан на обратной стороне карты и на официальном сайте банка.
- Не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка». В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру и уточняйте информацию у оператора.
- Если вам звонят из банка, финансовой организации или госоргана, уточните ФИО и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами. Положите трубку и перезвоните по официальному телефону организации или на горячую линию банка. Номер нужно набрать вручную.
- Не стоит паниковать и спешить. Если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее. Это решение надо принять в течение 48 часов – этого времени достаточно, чтобы хорошо все обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдет.
- Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.