Антонина Петровна всегда платит за квартиру вовремя: как только приходит пенсия, сразу вносит платеж. Но конец года пенсионерки был омрачен неожиданным письмом из суда: управляющая компания подала иск на взыскание с Антонины Петровны задолженности по квартплате. Сумма выходила приличная, и владелица квартиры пошла разбираться.
Не та платежка
В региональную общественную организацию Красноярского края по содействию защите интересов заемщиков не первый год обращаются красноярцы, получившие «письма счастья» о задолженности за квартплату. Собственники жилья, как и Антонина Петровна, недоумевают: откуда долги, ведь платят исправно – приходит квитанция, сканируешь куар-код, и указанная сумма списывается.
Когда мы начали разбираться в этой ситуации, оказалось, что в квитанциях указываются реквизиты не той управляющей компании, которая обслуживает дом, – рассказывает юрист, руководитель региональной общественной организации Красноярского края по содействию защите интересов заемщиков Юрате Армонайтите. – Плательщики просто не обращали внимания на указанные реквизиты, куда уходили платежи. Обнаружив задолженность, звонили в свою УК и получали ответ: деньги на счета не поступали.
Как говорит Юрате Армонайтите, таких примеров в Красноярске за последние годы насчитывается уже несколько сотен. При этом доказать свою правоту могут не все должники. Квитанции зачастую не сохраняются. И суды встают на сторону управляющей компании – обязуют владельцев квартир заплатить еще раз.
– Необходимо хранить все платежные документы несколько лет, – советует Юрате Армонайтите. – Когда в наличии платежка, даже если реквизиты в ней не совпадают со счетами вашей УК, есть возможность доказать: человек платил, но его обманули недобросовестные конкуренты управляющей компании.
Как поясняют в МУ МВД России «Красноярское», описанные случаи действительно фигурируют в их практике. По нескольким сейчас проводится проверка.
– Зачастую так действуют управляющие компании, которые хотят вытеснить своих конкурентов и зайти на обслуживание этого дома, – поясняет врио начальника следственного управления МУ МВД России «Красноярское» Елена Бондаренко. – Не являясь законно избранной УК и не оказывая услуг, рассылают платежки и собирают денежные средства.
Чтобы избежать таких ситуаций, юристы и правоохранители советуют собственникам жилья внимательнее отслеживать, кто же требует с вас жилищные и коммунальные платежи, четко знать реквизиты своей управляющей компании и периодически делать сверку платежей.
Вам звонит «энергосбыт»
Правоохранительные органы отмечают: количество мошенничеств в жилищной сфере сейчас уменьшилось. После нескольких громких дел управляющие компании, желающие вытеснить конкурентов и зайти на обслуживание дома, уже не рискуют подделывать подписи жильцов.
Зато появились другие мошеннические схемы, цель которых – изъятие денег у собственников квартир.
Довольно популярный вид мошенничества, когда злоумышленники вводят в заблуждение граждан и убеждают в необходимости оказания услуг ЖКХ, – говорит Елена Бондаренко. – Например, в замене электросчетчиков на более современные. Звонящие представляются сотрудниками различных организаций – существующих и не существующих – и предлагают поменять счетчик на надуманных основаниях. Либо пенсионерам необходимо поменять, либо в счетчике обнаружена неисправность. А когда собственник жилья соглашается и переводит деньги, «энергетик» перестает выходить на связь и услугу не оказывает.
Следователь отмечает: звонящий может быть многословным, убедительным и достаточно информированным в сфере ЖКХ. Он оперирует специальными терминами и этим вызывает доверие.
– Но верить ему не стоит. Замена счетчика – не такой срочный вопрос, – уверена Елена Бондаренко. – Лучше взять паузу и позвонить в специализированную организацию – выяснить, действительно ли вам требуется замена прибора учета.

Фото: Руслан Рыбаков
Еще один вариант мошенничества – массовые обзвоны жителей края с предложением заменить счетчик на «умный» – был зафиксирован в конце прошлого года. В Красноярскэнергосбыте тогда констатировали: злоумышленники звонят с неизвестного номера, представляются сотрудниками этой организации и предлагают согласовать дату и время замены счетчика. Причина звонка не вызывает опасения, однако, чтобы подтвердить запись, мошенники просят назвать код из СМС, который дает полный доступ к аккаунту на сайте «Госуслуги». А это значит, они могут оформить кредит или вывести деньги со счетов клиентов.
Или обзвон населения по вопросу предоставления льгот на оплату электроэнергии. Злоумышленники также представляются сотрудниками Красноярскэнергосбыта и просят сообщить личные данные банковской карты, паспорта.
Что важно помнить владельцам квартир
Замена приборов учета на «умную» версию необходима только в случае неисправности или истечения срока поверки установленного счетчика. Посмотреть срок истечения поверки всегда можно в личном кабинете клиента на сайте Красноярскэнергосбыта. При этом процедура замены счетчиков БЕСПЛАТНА.
А с вопросом предоставления льгот и субсидий за потребленную электроэнергию необходимо обращаться в управление социальной защиты населения по месту жительства. Ресурсники расчетом льгот не занимаются.
Сотрудники Красноярскэнергосбыта действительно могут позвонить клиенту, например, для согласования даты и времени установки прибора учета, но они никогда не просят передать им данные банковских карт, коды из СМС от сайта госуслуг, пароли для доступа в личные кабинеты на сайтах или в банковские приложения.
Не ходи в чат!
В стройнадзоре по Красноярскому краю раскрыли еще один способ обмана собственников жилья. Злоумышленники развешивают объявления на подъездах домов, в них размещают QR-код для доступа к домовому чату.
При переходе по ссылке открывается группа с названием «Чат нашего дома» в «Телеграме», где бот-администратор просит жителя подтвердить свое присутствие. После чего мошенники пытаются взломать аккаунт.
В стройнадзоре отмечают: если в объявлении нет адреса дома, имени председателя, названия управляющей компании или контактного телефона совета дома, то с большой вероятностью это объявление от мошенников.



