Моторика искусства Как школа подружилась с кукольным театром

Моторика искусства Как школа подружилась с кукольным театром

Почему театральная кукла «видит» носом? Почему кукловод никогда не должен играть полностью вытянутой рукой? Как научить куклу правильно ходить? Чем утренняя зарядка для артиста отличается от всех прочих зарядок?

Вопросов для тех, кто хочет ознакомиться с азами этого удивительного искусства, на самом деле еще больше, а ответы можно найти только по единственному адресу – в Красноярском театре кукол. Там в рамках проекта «Театр кукол + школа» проводятся занятия с детьми разных возрастов.

Проходят они, по понятным причинам, в режиме онлайн, но иногда и вживую – как, например, недавнее занятие для учеников школы № 156 из микрорайона Солнечный.

Артисты Ирина Нечитайло и Борис Смелянец рассказывают и, самое главное, показывают, как надо «работать головой» – то есть с головой будущей куклы, с чего, собственно, и начинается путь каждого кукольника. А чтобы этот первый шаг надолго остался в памяти, кукольные головы, точнее заготовки для них, мастерят тут же своими руками из пластиковых шариков, бумаги, скотча и клея.

Дело это, как выясняется, не такое уж простое, ведь надо, чтобы шарик прочно держался на бумажной шее, а шея – на указательном пальце, и можно было воспроизводить движения, очень похожие на движения настоящей головы. Ну или почти настоящей. Да и сам палец работает не весь, а только первая фаланга – попробуйте и убедитесь, что не у каждого и не сразу получится.

И это лишь первый шаг, ведь одной головы явно недостаточно, кукла должна научиться двигать руками, ходить – притом что мы имеем дело с самой простой, перчаточной куклой, и каждое из этих действий есть целая наука. Вообще, ремесло кукловода – почти в буквальном смысле «ловкость рук и никакого мошенства»; чтобы добиться этой ловкости, требуются годы и годы.

– Полтора месяца назад состоялась наша первая встреча, – рассказывает Борис Смелянец. – Мы провели экскурсию по театру, показали, какие бывают куклы. А кроме того, «напугали» тем, что кукольный театр – это совсем не так просто, как кажется. Нужны постоянные тренировки, которые не все выдержат. Кто испугался – ушел, но основная масса ребят осталась. Мы занимаемся дистанционно упражнениями для развития рук – у детей, замечу, они получаются лучше, чем у взрослых, в силу их природной гибкости. Уже делали небольшие этюды.

Сегодня вживую начали заниматься перчаточной куклой, изучаем технологию ее изготовления. Думаю, пока остановимся на петрушках, поскольку это более простые куклы, а в будущем начнем изучать более сложных. В перспективе – рассказ о вертепном театре, затем, ближе к февралю, выберем тему для отчетного мероприятия – спектакля, концерта, пока не решаюсь сказать, на что именно мы выйдем. Все будет зависеть от заинтересованности ребят. Если она останется такой, как сейчас, то, возможно, будет и спектакль.

Притом что театр и школа не ставят перед собой задачу вырастить будущих профессиональных артистов (хотя кто знает…), такие занятия могут принести многоплановый «педагогический капитал».

– Организм так устроен, что мозг связан с пальчиками, не надо забывать об этом, – продолжает артист. – Во-первых, известно, что когда ребенок развивает мелкую моторику, пластику рук, он быстрее развивается. Во-вторых, человек начинает вживаться в театральную сферу, интересоваться спектаклями, новыми техниками игры, книгами, интерпретациями уже знакомых произведений. Любое хобби – это личностный рост.

Сотрудничество Красноярского театра кукол со школой № 156 началось с I краевого педагогического Хакатона (термин из IT-сферы, означающий коллективный обмен мнениями среди специалистов разного профиля для выработки новых идей и решений), проводившегося в августе этого года при поддержке Красноярского информационно-методического центра и главного управления образования столицы региона.

Театр кукол как учреждение по преимуществу детское, к тому же имеющее давний опыт сотрудничества со школами в рамках проекта «Театр кукол + школа», откликнулся на предложение педагогов участвовать в создании театральной студии в школе.

– Мы предложили, чтобы дети дистанционно занимались с актерами, поскольку у нас нет своего педагога по театральной деятельности, – говорит Елена Машурик, педагог-психолог школы № 156. – Но, как видите, занятия проходят и в самом театре. Сформировалась команда из двенадцати пятиклассников. Здесь они не просто играют, но учатся общаться – причем вживую, а не при помощи гаджетов. Отрабатывают сценическую речь, мелкую моторику, которая способствует развитию мозговых функций и общему развитию ребенка. Это очень важно, так же как и то, что у детей должно быть место, где они могли бы реализовать себя, почувствовали, что такое успех, радость человеческого общения. В нашей студии они имеют такую возможность.

По мнению Елены Владимировны, проект имеет будущее уже потому, что профессиональных актеров, желающих создавать в школах театральные студии, ощутимо меньше, чем самих школ, в которых есть собственный театральный педагог.

Коротко

За два года работы проекта «Театр кукол + школа» около 500 школьников стали участниками почти трех десятков театральных событий – тематических просмотров спектаклей, мастер-классов, передвижных выставок и экскурсий. К проекту подключилось восемь образовательных учреждений Красноярского края.

Фото Александра ПУСТОВАРОВА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег