Мотыгино: золотая пыль и космические чайники Району нужен переформат

Мотыгино: золотая пыль и космические чайники Району нужен переформат

В Мотыгинском районе добывают золото, серебро, свинец, делают заготовки для облицовки космических кораблей и шахт стратегических ракет, тут полно леса, к тому же одна из самых высоких зарплат в крае. Здесь каждый рабочий обеспечивает занятость минимум 25 человек с «материка». При всем при этом территория остается дотационной – таковы «тонкости» нынешней налоговой системы. И все же местные власти и бизнес строят грандиозные планы – превращение из сырьевого придатка в центр переработки, где производят продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Незачем бежать

Прежде всего необходимо сделать привлекательными условия проживания в районе. Не секрет, что Север никогда не воспринимался как место для жизни. В особенности теми, кто родился не здесь. Впрочем, и в разговорах с местными нет-нет да проскальзывает фраза «все бегут отсюда». Здесь и сейчас актуален алгоритм «заработал – уезжай на «материк». А ведь дефицит рабочих рук в среднем по Мотыгинскому району составляет три тысячи человек, и специалистам платят неплохие деньги, да и бытовые условия устроить при желании можно не хуже, чем в мегаполисе.

По мнению назначенного в конце июля главы района Алексея Храмцова, именно с этого пункта должна начинаться любая программа социально-экономического развития территории – сначала качество жизни, а уж потом проценты прироста производства, добычи и т. д.

Можно сколько угодно говорить о различных экономических показателях, но прежде всего на уровне должны быть образование, медицина, да и просто условия проживания – нормальные дома, дороги, коммунальные услуги, – говорит Храмцов.

Именно поэтому глава района в первый же рабочий день принялся решать коммунальные проблемы территории. А их тут было немало. Предыдущее руководство, мягко говоря, забросило эту тему. Теперь уж и не важно, отчего так получилось. Факт в том, что о ЖКХ не вспоминали практически полгода, а в прессе начали появляться броские заголовки о провальной подготовке к зиме и опасности остаться без тепла целому району, приравненному к Крайнему Северу. Естественно, популярности территории это не добавило.

По мнению Храмцова, проблемы в прошлом действительно были – копились задолженности перед электроэнергетиками, в одном из поселков даже заговорили об «исчезновении» поставщика тепла. Сегодня практически все решено, и к сентябрю, когда в Мотыгинском районе и начинается отопительный сезон, в домах жителей будет тепло. Да, времени мало, а потому приходится работать намного быстрее.

Помимо подготовки к зиме актуальными для главы района остаются проблемы снабжения питьевой водой некоторых поселков, складирования твердых бытовых отходов.

Направления развития

После командировки в Мотыгинский район я совсем перестал ругать красноярские дороги, ведь все познается в сравнении. Даже наш Коммунальный мост выглядит настоящим автобаном на фоне направления на Удерейский прииск, куда мы через размытую грунтовку буквально продирались на пазике. И именно здесь я понял, почему северяне называют южные и центральные районы материком. Чтобы добраться до Мотыгино, нужно на паромах пересечь три реки – Енисей, Тасей и Ангару. А в паводок тут и сами дороги напоминают реки – пробраться по ним можно лишь на вездеходе. Транспортная доступность, а точнее, недоступность – еще один минус территории.

Впрочем, тоже потенциально решаемый. Некоторые участки заасфальтированных дорог по качеству уже сегодня вполне сравнимы с лучшими краевыми трассами. Но их мало, потому что не хватает финансирования.

Магнезит заводТакой вот парадокс – золотодобывающий район с уникальными месторождениями числится дотационной территорией, хотя зарабатывает для федерального бюджета немалые деньги. Но это уже вопрос к федеральной налоговой системе.

Правда, несмотря на налоговое неравенство, в планах у бизнесменов – зарабатывать еще больше, а у властей – развивать район несмотря ни на что.

Гендиректор ОАО «Горевский горно-обогатительный комбинат» (ГГОК) Тамерлан Дзгоев говорит, что в идеале необходимо создавать в территории производства с высокой добавленной стоимостью. То есть не возить концентрат в другие регионы или продавать в Китай, а перерабатывать здесь на месте. Тогда и отчисления в бюджеты будут больше, и дополнительные рабочие руки потребуются.

В районе помимо ГГОКа – несколько перспективных предприятий. Это и Горевское месторождение, и золоторудные прииски, и производство периклаза, который используется как огнеупорный материал как в космической и оборонной отрасли, так и в сборке обычных чайников.

Одним из самых перспективных в плане возможностей создания полного цикла производства является Горевское месторождение и сам ГГОК. Здешние руды содержат цинк (содержится почти половина всех российских запасов), свинец, серебро. Горевское считается одним из самых богатых в мире по концентрации этих металлов в земле.

Сегодня концентраты уходят за рубеж или в другие регионы. Однако, по словам Дзгоева, дальнейшее развитие производственных цепочек на месте позволит сделать Мотыгинский район территорией развития. Дзгоев уверен – потенциал добычи практически всех полезных ископаемых, имеющихся в районе, огромен.

Впрочем, уже сегодня один рабочий из Мотыгино обеспечивает работой по крайней мере 25 человек, живущих на «материке». И это только сегодня, а ведь добыча и производство руды постоянно увеличивается. Так что впоследствии и количество привязанных к району отраслей и людей будет расти. Эффект получит весь регион.

По сути, все эти планы по созданию новых производственных цепочек не что иное, как вторая волна освоения этого сурового края.

«Технологии» от Джека Лондона до наших дней

Начальник участка прииска «Удерейский» Александр Белоусов моет золото уже не один десяток лет. Сегодня здесь добывается всего несколько сот килограммов золота – с одного куба породы счет идет на граммы. Расположенный в этом же районе Васильевский рудник немного богаче – тут в год намывают 1,4 тонны.

Прииск УдерейскийА ведь были времена, когда слитки чуть ли не лежали на поверхности. Желтый металл здесь нашли еще казаки. С тех пор и моют. Естественно, порода беднеет. Сегодня, чтобы получить слиток, приходится немало потрудиться. Огромные пласты земли, камней и песка перемываются специальными гидропушками, металл отсеивается.

– По сути механизм добычи золота мало изменился с тех пор. Лишь объемы увеличились, да больше машин, которые помогают старателям работать, ну и содержание золота в породе меньше, – рассказывает начальник участка.

К слову, здесь-то и понимаешь, почему старателей называют именно так. Белоусов продемонстрировал, как непросто приходилось на приисках XIX века, – простой лоток (в современном варианте пластмассовый), руки и терпение. Загребаешь ладонями целую кучу песка и камней в лоток, и процесс начинается. Медленными круговыми движениями вода промывает породу, постепенно остается совсем маленькая кучка едва заметной пыли. Уловить тут золотой блеск может лишь профи. Белоусов тычет пальцем в маленькую крупинку, которую намыли из двух килограммов гальки и песка.

Кстати, сам лоточный метод , использовавшийся еще во времена Джека Лондона, не потерял своей актуальности и сегодня. Естественно, сейчас его применяют лишь время от времени и вовсе не для того, чтобы добыть золото, а чтобы прощупать, в каком месте лучше копать.

Фоторепортаж: Экскурсия по предприятиям Мотыгинского района

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что