До сих пор многие принимают диагноз «онкология» как приговор. Хотя врачи добились заметных успехов в диагностике, а ранние стадии хорошо поддаются лечению, страх не становится меньше. Как и желание узнать: возможна ли здесь профилактика? Об этом мы решили поговорить с руководителем отдела прогностических и молекулярных методов Красноярского онкоцентра Евгением СЛЕПОВЫМ.
– Евгений Владимирович, часто для людей такой диагноз – полная неожиданность. Но может ли болезнь возникнуть случайно? Влияют ли на ее появление образ жизни человека, вредные привычки?
– Любое онкозаболевание в своей природе имеет три составляющих – внешние факторы, внутренняя предрасположенность человека и образ жизни. Внешние факторы – это излучение, в том числе солнечное, поступающие в наш организм с воздухом, водой и пищей вредные вещества. Внутренние факторы – это та генетическая предрасположенность, которая у любого человека присутствует. А образ жизни как раз является спусковым крючком, который провоцирует процесс злокачественного перерождения. Если его исключить, то вероятность самого заболевания резко снижается. Поэтому здоровый образ жизни – это не такой маловажный фактор, как может показаться на первый взгляд. Курение и употребление алкоголя приводят к патологиям, которые изначально никак не связаны с онкологией, но в дальнейшем могут неумолимо привести к ней. Простой пример: алкоголь – цирроз печени – рак печени.
– Существует такое направление, как онкогенетика. Есть ли у него будущее? При каких онкозаболеваниях человека его родственники оказываются в зоне риска?
– Онкогенетика – это молодое направление науки, состоящее из двух частей. Первое – персонифицированная медицина, когда на основании генотипа человека, конкретных мутаций подбирается индивидуальная схема лечения, позволяющая воздействовать на опухоль максимально эффективно. К сожалению, есть те, кому даже с помощью такого подхода не получается подобрать лечение. Тем не менее в России это уже применяется – в том числе и у нас в онкоцентре – по раку легкого. Мы проводим анализ опухоли на определенные мутации и уже исходя из этого подбираем лечение определенными химиопрепаратами. В нормальных клетках такой мутации нет – значит, препарат действует только на те клетки, в которых она есть. Другая часть онкогенетики – это оценка внутреннего риска. Мы до сих пор не знаем все механизмы, последствия мутаций генов – сам геном человека прочитан только несколько лет назад. И тем не менее есть успехи. К примеру, по выявлению определенных мутаций у женщин мы можем оценить риск возникновения рака молочной железы.
– А что делать родственникам больных? Обращать внимание именно на те органы, которые были поражены у их дедушки, тети и т. д.?
– Существует спектр заболеваний, которые с очень большой степенью вероятности возникают у родственников. Это онкология молочной железы, колоректальный рак. Но основная часть заболеваний все же диагностируется вне зависимости от каких-то семейных связей. Какой-то рак может возникать через поколение… Но никак нельзя делать прогноз, что диагноз отца перейдет к сыну. Особенно если сын ведет совершенно другой, более здоровый, образ жизни.
– Сказывается ли на возникновении рака влияние лекарств, к примеру, гормональных?
– Все лекарства проходят проверку, многолетние клинические испытания. И все противопоказания, побочные эффекты прописаны. Но это касается официальных препаратов, назначаемых врачом. Некоторые люди любят сами назначать лекарства, принимать БАДы. А биологические добавки не проходят исследований, не всегда понятно, какой там вообще состав. Никто не может гарантировать, что на человека он подействует положительно.
– Врачи призывают проходить профилактические обследования, но насколько они эффективны, если речь идет именно об онкологии?
– Любой скрининг направлен на то, чтобы выявить заболевание на ранней стадии. Например, флюорография может помочь обнаружить рак легкого. Помимо этого, сейчас для обнаружения рака легкого введено еще одно скрининговое исследование – низкодозная компьютерная томография. Доза облучения при таком исследовании ниже, но она назначается не для всех. Для такого исследования нужны определенные показания – допустим, определенное количество пачек сигарет, выкуриваемых человеком, и т. д. Но я хочу отметить, что не должен человек пристально целенаправленно искать у себя онкологию. Просто не нужно игнорировать те обязательные исследования, которые проводят в поликлиниках в рамках диспансеризации.
– В красноярской аптеке я нашла рекламную листовку фирмы, предлагающей обнаружить опухоль на самой ранней стадии. Причем делается это с помощью забора клеток с внутренней части щеки. С одной стороны – маловероятно, но вдруг правда?
– Этот метод называется исследованием буккального эпителия (буккальный – перевод с латинского «щека»). Палочкой с ваткой потирают щеку со стороны полости рта, собирая эпителий со щеки. Потом этот эпителий можно изучать разными способами. Его применяют для изучения генетических особенностей, а также идентификации личности по ДНК. К сожалению, пока еще по строению ДНК человечество не способно получить информацию о развитии онкологического заболевания. Сможет ли этот тест «показать» опухоль на очень ранней стадии, когда ее еще не «видит» ни одно из имеющихся исследований, используемых в официальной медицине? Конечно, нет. Кроме того, стоит помнить, что квалифицированно проконсультировать по предрасположенности или заболеванию сможет только врач.
– Как на возникновение онкологических заболеваний влияет качество продуктов, загрязненный воздух?
– Пища – это один из механизмов поступления в организм канцерогенных веществ. Существуют данные о взаимосвязи некоторых продуктов и возникновении определенных видов рака. К примеру, речь идет о термическом воздействии. Известно, что в Монголии распространен рак гортани и рак пищевода: они очень часто употребляют горячую пищу с большим количеством специй. Поверхность слизистой постоянно обожжена – это может способствовать развитию определенных видов онкологии. Рак желудка, по последним исследованиям, может быть вызван бактерией хеликобактер пилори – а она тоже может поступать вместе с пищей. Известно еще о взаимосвязи соли и возникновении онкозаболевания. Длительное потребление соленой пищи приводит к нарушению водно-солевого баланса в клетках. А это, в свою очередь, может привести к тому, что клетка пойдет по пути перерождения в злокачественную.
Что касается воздуха, специалистами определен спектр веществ, которые несут канцерогенное действие – выбросы производств, табачный дым, выхлопы автомобилей. Однако ни один из них сам по себе рак не вызовет. Всегда речь идет о комплексе факторов.
– Как быть людям, которые работают на вредных производствах? Как нивелировать неблагоприятные факторы?
– В РФ есть СанПиН по канцерогенным факторам – там перечислены в том числе химические и физические факторы. У нас много людей работает на вредных производствах. Но существует такое понятие, как техника труда. Если ее соблюдают, риск возникновения заболевания сведен к минимуму. На каждом предприятии есть ежегодные осмотры. Их не нужно игнорировать. Чем раньше мы обнаружим заболевание, тем больше возможностей вылечить его с такой степенью эффективности, чтобы оно вообще не напоминало бы о себе.
– Тем не менее можно сказать, что с предприятий, к примеру, алюминиевого профиля, приходит больше пациентов?
– Исследования, которые проводились в России на «вредных» предприятиях, показывают: уровень онкозаболеваний там меньше. С чем это связано? С тем, что там здоровью сотрудников уделяют больше внимания. Сотрудники более информированы. Там чаще проводятся медобследования, причем, возможно, тщательнее, чем в поликлинике.
Что касается механизма возникновения заболевания, дело же не только в воздействии негативных внешних факторов. В организме должны еще возникнуть предпосылки – некие генетические поломки. Почему чем старше человек, тем больше вероятность возникновения у него генетических поломок – мутаций? Они же возникают при долговременном воздействии вредных факторов и т. д.
Опять же – человек может вести здоровый образ жизни. И если совпадения совокупности факторов нет, то какая бы вредная работа ни была, она катастрофического влияния не окажет. Вообще на каждой работе есть какой-то неблагоприятный фактор – уровень стресса, к примеру.
– А излучение компьютерное?
– Нет, современные компьютеры безопасны. Вот раньше, когда были старые модели кинескопов, там можно было говорить о каком-то негативном влиянии.
– А сотовые телефоны?
– Тут не так все однозначно. Существуют исследования, которые доказывают, что мобильные совершенно безвредны, и много других, в которых ученые все-таки видят взаимосвязь между использованием телефонов и появлением диагноза. Пока однозначного ответа нет.
В Красноярском крае зарегистрировано более 12 тысяч пациентов, которым поставлен диагноз «рак»: один случай заболевания на 230–240 человек