Можно ли сэкономить на квартплате?

Можно ли сэкономить на квартплате?

Почему в территориях края разные тарифы на одни и те же услуги ЖКХ? Об этом читатели НКК нередко спрашивают в своих письмах в редакцию. Сегодня зададим эти вопросы специалистам.

Дорогая вода

Начнем с вопроса от нашей читательницы из поселка Курагино, который связан с холодной водой. Жители Красноярска, вероятнее всего, даже не замечают эту строчку в платежке – вряд ли кто-то платит более ста рублей в месяц. Установленный тариф – менее 30 рублей за куб. А у нее за один из летних месяцев «утекло» около 1,5 тысячи рублей. Оказывается, стоимость кубометра здесь в несколько раз больше, чем в Красноярске, – около 120 рублей. «Почему же такая разница? – недоумевает она. – Это точно такая же холодная вода, как и везде».

Мы обратились в министерство тарифной политики Красноярского края, где пояснили, что «оснований для пересмотра тарифа в Курагино нет».

Специалисты пояснили: расчет производится в соответствии с нормативно-методической базой, которая предусматривает возмещение плановых затрат. «Процесс водоснабжения требует значительных затрат ресурсов различного рода, таких как электроэнергия для подъема и транспортировки воды, заработная плата работников, затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание оборудования, лабораторные исследования качества воды, налоги, транспортные затраты и другое».

Так что стоимость воды может сильно отличаться между разными населенными пунктами (в крае есть и те, где холодная вода стоит еще дороже), и обусловлено это объемом реализации коммунальных услуг (обратно-пропорциональная зависимость: чем больше объем реализации услуг, тем меньше размер тарифа), характером местности, протяженностью сетей, разбросанностью объектов, степенью изношенности сетей и оборудования и другими факторами.

В этом случае можно сэкономить на воде, лишь экономя сам ресурс: отремонтировать подтекающие краны и так далее.

А вот ситуация в поселке Лапшиха Ачинского района будет интересна многим сельским жителям края. Собственники домов пожаловались на странную схему – каждый месяц с мая по август им выставляли счет «за полив огорода». Воду подавляющее большинство из них берут из колонки.

«Поливать в мае нам еще нечего, а в августе – уже нечего, особенно этим летом, которое было дождливым, почему же только за холодную воду мы должны платить по 1 200 рублей?» – возмущались они.

Непонятна сумма начисления еще и по причине, что у одних большой огород, у других – маленький, а третьи вообще ничего не сажают… При этом никто у самих собственников домов площади участков не уточнял.

На наше обращение служба строительного надзора и жилищного контроля края ответила: «По информации ООО РКЦ «Ресурс», осуществляющего предоставление и начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению с 01.06.2022, начисление платы за холодное водоснабжение при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек рассчитывается исходя из норматива 0,183 куб. м в месяц на 1 кв. м земельного участка. Площадь земельных участков (поливная) для расчета размера платы для домовладений с. Лапшиха применяется 100 кв. м (1 сотка).
В сентябре 2022 года в рамках рассмотрения аналогичного обращения жителей с. Лапшиха установлено, что ООО РКЦ «Ресурс» по жилым домам, не оборудованным водопроводом, применяет неверный норматив на полив. <…> В адрес ООО РКЦ «Ресурс» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (устранить нарушение при начислении платы за полив, а также уточнить площадь земельных участков (поливную) по всем домовладениям села)».

При этом есть обязательство и у самих жильцов «согласно пп. «к» п. 34 Правил № 354, при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении потребитель обязан уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т. д.), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка».

Разориться на комфорте

У большинства же городских жителей строчка из квитанции, в которой самые большие цифры, – это отопление, особенно в зимние месяцы. Для тех, у кого оплата идет по факту потребления, сумма за двухкомнатную квартиру может составить пять тысяч рублей и более. И это только тепло.

Если добавить капремонт, вывоз мусора и другие параметры, сумма за жилищно-коммунальные услуги может достичь восьми и девяти тысяч в месяц. Возможно ли это изменить?

По словам руководителя общественной организации «Народный контроль в сфере ЖКХ» Романа Казакова, причин в больших платежах может быть несколько.

Первая – это дома, в которых УК по каким-то причинам своевременно не ввела в эксплуатацию счетчики или же не поверила их.

Вторая причина – это неисправные приборы учета, данные которых некорректны.

– И наконец, платежи могли быть значительно меньше, если бы дома были оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами, которые были бы нормально настроены, – поясняет Роман Казаков. – Их ставят специально, чтобы отрегулировать подачу тепла в соответствии с погодными условиями. Но при этом всегда в квартире поддерживается одна и та же температура. Экономия при этом может составить до 30 процентов. Он ставится по программе капремонта обычно. Если капремонт пока не скоро или же этот вид работ не запланирован, то можно его установить за свой счет. Прибор окупится примерно за три с половиной года.

Обычно собственники квартир жалуются друг другу на огромные суммы за тепло, кричат на общих собраниях о том, что УК их «дурит», но ничего из года в год не меняется. Какой алгоритм будет более конструктивным?

Начать можно с проверки начислений. Для этого нужно обратиться в УК, которая должна предоставить показания приборов за учетный период. Количество тепловой энергии делится на общую площадь дома, включая жилые и нежилые помещения, и получается количество тепловой энергии на один квадратный метр. Его нужно умножить на площадь своей квартиры и определить, сколько гигакалорий тепла пришлось на вашу личную жилплощадь, после посмотреть, совпадает ли сумма с той, что указана в платежке.

– Мы большей частью перешли на прямые договоры с ресурсниками – деньги за тепло через УК не проходят, им просто нет смысла показывать какие-то недостоверные данные, – считает Роман Казаков. – Но если обнаружатся нарушения – надо требовать корректировки, если все верно – переходить к следующему шагу. Работать над энергоэффективностью своего дома. Утеплить его для сохранения комфортной температуры, поддерживать тепловой контур – заменить деревянные окна на пластиковые, установить индивидуальный тепловой пункт.

Задать интересующие вопросы по ЖКХ можно по телефону горячей линии
8 800 333-70-07 (звонок по Красноярскому краю бесплатный)

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи