Несмотря на молодость, этот объект уже стал символом Красноярска наряду с часовней Параскевы Пятницы и Коммунальным мостом. Но если часовня напоминает о Красноярске изначальном, а мост о советском индустриальном взлете, то местный «Биг-Бен» – символ современности.
Построен он был к 375-летию города по проекту знаменитого Арэга Демирханова в первом году XXI века. 8 сентября стрелки главных часов города начали отсчет. Кстати, этот проект Арэг Саркисович создал «не по случаю» – он был задуман еще в 60-х годах прошлого века.
Честно говоря, в то время многие горожане восприняли новый символ довольно критично – он казался непривычным и несколько пародийным. Но прошли годы, и островерхая башня стала привычной частью ландшафта.
А вот против того, что часы начали наигрывать мелодию, не возражал никто. Правда, немногие знали, что это за мелодия. А история произведения сама по себе довольно любопытна – речь идет о песне «Я лечу под парусами», стихотворной основой которой стали романтические строки первого енисейского губернатора Александра Степанова.
Однако все меняется. В том числе и мелодии. Первая новация случилась в предновогоднем декабре 2017 года, когда часы вдруг стали наигрывать танец Феи Драже из «Щелкунчика» – мелодию, которая почти у каждого ассоциируется с чудесным новогодним праздником.
Второй «звонок», а точнее, бодрая песня о героях спорта звучала в дни универсиады.
И, наконец, мэр Красноярска Сергей Еремин, известный своей любовью к новациям, рассказал горожанам, что часы «выучили» ни много ни мало 30 мелодий, которые теперь будут исполняться в дни 23 праздников, в числе которых и День универсиады – 2 марта. Среди них такие бессмертные произведения, как гимн России, «День Победы».
Автору этих строк довелось побывать внутри красноярского «Биг-Бена» и испытать некоторое разочарование. Вместо мощных шестерней и анкеров часового механизма стрелками управляют электроприводы. Правда, тоже достаточно мощные.
Ведь длина часовой стрелки почти три метра, а минутной – около четырех с половиной. И вес соответствующий. При этом точность хода соответствует спутниковому времени, так что по главным городским часам можно сверять часы наручные. Чтобы попасть на самый верх башни, нужно преодолеть около десятка лестниц. Зато вид оттуда открывается потрясающий.