Музей, изменивший жизнь села

Музей, изменивший жизнь села

В Красноярском крае есть уникальное место, где каждый желающий может окунуться в жизнь крестьян XIX века. Побродить по улицам бревенчатого села. Заглянуть в горницу к девушке на выданье, смастерить ложку «по хлебалу» и даже стать на какой-то момент настоящим гончаром. Все эти уникальности собраны в музее-заповеднике «Шушенское», который более 90 лет назад открывался как место ссылки вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина.

Здесь был Ленин

О музее-заповеднике говорят: он изменил жизнь обычного районного поселка. Здесь появились благоустроенные дома, асфальтированные улицы, большая гостиница, речной вокзал и аэропорт. В Шушенское поехали туристы со всего мира. Благодаря музею Красноярский край приобрел международную славу.

А начиналось все с обычной в царское время ссылки. В феврале 1897 года 26-летнего Владимира Ульянова-Ленина «сослали в далекое сибирское село Шушенское».

Вождь мирового пролетариата пробыл здесь три года – с 8 мая 1897-го по 29 января 1900 года.

Жил он на полном пансионе. В ссылке запрещено было заниматься юридической и педагогической деятельностью, и правительство России платило Ульянову пособие – восемь рублей. Ссыльный революционер отдавал их за квартиру, стирку, питание и обслуживание.

В Шушенском он поселился в доме зажиточного крестьянина Аполлона Зырянова, у которого останавливались приезжие. Квартиранту выделили комнату 14 кв. метров, куда поставили стол, несколько стульев, деревянную кровать, а потом повесили полки для книг.

Владимир Ильич подружился с хозяином, который со временем перестал придерживаться строгостей (он обязан был следить за ссыльным) и стал отпускать постояльца на охоту. Ленин даже завел щенка по кличке Пегас. А позже ирландского сеттера Дженни.

Через год к Владимиру Ульянову в ссылку приехала Надежда Крупская. В Шушенском в церкви святых Петра и Павла в 1898 году молодые обвенчались. И поселились в доме крестьянки Прасковьи Олимпиевны Петровой.

Ленин с Крупской жили тут с июля 1898-го по январь 1900 года.

В этой комнате Владимир Ильич жил во время ссылки, которая длилась с 1897 года по 1900-й

С домиков Зырянова и Петровой и начинался музей-заповедник «Шушенское».

Увековечить память вождя мирового пролетариата шушенцы решили, когда пришла к ним скорбная весть о кончине Владимира Ильича Ленина. На объединенном собрании жители Шушенского предложили выкупить на общественные деньги дом Прасковьи Петровой. В нем планировали открыть образцовую избу-читальню с библиотекой и радиовещанием. С этой идеей активисты села обратились напрямую к Надежде Крупской, в советские и общественные организации. Их просьбу поддержали. Уже в 1925 году Минусинский окружной исполнительный комитет приобрел у наследников дом Петровой. А в 1928 году сельсовет выкупил дом у Аполлона Зырянова. На избах установили деревянные мемориальные доски, изготовленные местными мастерами.

Но денег на содержание мемориальных домов не выделялось, они ветшали. В 1930 году их решили отреставрировать и открыть здесь историко-революционное отделение Государственного музея имени Мартьянова.

Открытие состоялось 7 ноября 1930 года.

А 21 января 1940 года был открыт для посещения дом Зырянова – первая квартира ссыльного Владимира Ульянова в Шушенском. И началось паломничество в музей.

Музею-заповеднику «Шушенское» 92 года

Люди ехали в Шушенское, преодолевая бездорожье, несмотря на слаборазвитую автотранспортную инфраструктуру, отдаленность от железной дороги.

В 1963 году дом-музей отметил свое 25-летие, принял миллионного посетителя.

Вторая половина 1960-х годов в музее, как и во всей стране, проходила под знаком подготовки к 100-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата.

24 апреля 1968 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 275 «О мерах по развитию и благоустройству п. Шушенского и других памятных мест, связанных с пребыванием В. И. Ленина в сибирской ссылке».

Это масштабная реконструкция сибирского села, в котором отбывал ссылку Владимир Ульянов-Ленин

В Шушенском был создан методом Всесоюзной ударной комсомольской стройки современный поселок городского типа и музей-заповедник «Сибирская ссылка В. И. Ленина», разместившийся на территории 6,6 га и состоящий из построек (около 200) различного назначения.

Люди понесли в музей дореволюционные предметы домашнего обихода: кухонную посуду, керосиновые лампы, самовары, столы, стулья, шкафы, одежду, обувь, ткацкие станки, самопряхи, долбленые лодки, колеса, сани, плуги, бороны и другой инвентарь. Все это размещалось в крестьянских избах и в хозяйственных дворах, восстанавливаемых в мемориальной зоне.

Обновленный музей привлекал большое количество туристов. Экскурсоводы валились с ног: перерывы между группами туристов составляли всего 15 минут.

Этнография вместо ссылки

А во время перестройки, после отказа от коммунистической партии, над музеем сгустились тучи, ведь он был на партийном бюджете. Нашлись «горячие головы» реформаторов, призывавшие музей закрыть, имущество – раздать, дома – заселить.

Тогда встал вопрос: как жить дальше? И группа сотрудников музея вместе с работниками Российского института культурологии Министерства культуры России и Российской академии наук выработали новую концепцию развития. В 1993 году ссылка Ленина стала историко-этнографическим музеем-заповедником «Шушенское».

Посещаемость в то время заметно упала. Так что пришлось бороться и за музей, и за его востребованность в будущем.

В 1990-е годы здесь появились фольклорный ансамбль, кукольный и этнографический театры, мастерские – гончарная, швейная, резьбы и росписи по дереву.

И посещаемость стала расти. Сейчас это уникальный комплекс, известный по всей России.

 

Машина времени по-шушенски

А это раритеты местного кабака. К слову, кабак не синоним ресторана. Здесь не было сидячих мест. Зашел, выпил и ушел

За более чем 90 лет улочки старой деревни как будто не изменились, а вот музей преобразился, расширив деятельность. Теперь это многофункциональный историко-этнографический, архитектурно-художественный музейный комплекс. В Шушенском районе он заменил традиционный краеведческий музей.

Точкой роста и туристической привлекательности поселка стала «Новая деревня»: проект по воссозданию на прилегающей территории памятников деревянного зодчества (шесть крестьянских усадеб и хозпостройки). По сути, это необычная гостиница, где сочетаются комфорт проживания и возможность погружения в атмосферу крестьянского быта.

Пожить жизнью крестьян конца XIX века попробовали и журналисты газеты «Наш Красноярский край». Приехали в Шушенское, поселились в староангарском доме (есть здесь и такой), облачились в стилизованную крестьянскую одежду и начали работать.

Сразу скажу – до конца прочувствовать жизнь крестьянки мне не удалось. Но даже то, что я испытала на себе, доказывает: предки были намного сильнее и выносливее, не чета нам. Вставали они с рассветом, работу выполняли физически тяжелую: на женщинах в традиционной крестьянской семье лежала обязанность приготовить еду – без блендеров и мясорубок, присмотреть за детьми, прополоть огород, обиходить скотину, намять льна и наткать полотна, сшить рубахи для мужа и сыновей, сарафаны – для себя и дочерей и прочее, и прочее.

Летом они выходили на покосы и уборку урожая. Зимой полоскали в проруби белье. Коромысло с двумя деревянными ведрами, наполненными водой, хозяйка поднимала играючи, шла лебедушкой, не сгибаясь и охая, а для меня даже пустые оказались тяжеловаты.

Тем не менее хоть немного, но жизнь старой деревни я узнала.

«Закатать губу»

В музее-заповеднике можно попробовать себя в различных старинных ремеслах. Поглядишь – в одном окне шумит гончарный круг, в другом работает ткацкий станок, а в третьем выставлены кадушки, шайки да туеса из чистого дерева.

Острые инструменты нам в руки не дали, а вот полепить горшки позволили. Сразу скажу: дело это не простое

Вот и пошли мы по деревне тестировать ремесла. Гончарное мастерство, конечно, дело мастера. Но и мы не боимся руки глиной испачкать. Тем более масса для производства крынок и горшков уже приготовлена. Берут сырье из разных месторождений, четыре часа перемалывают в специальной мельнице, полученный шликер высушивают. А затем вязкую массу вымешивают, как тесто для пельменей.

Мастера говорят: от качества глины зависит твое будущее изделие. А я все подготовительные этапы пропустила, сразу села за гончарный круг. И началось!

К будущему горшку на гончарном круге нужно относиться бережнее, чем к хрустальной вазе

Податливую глину нужно отцентровать – соединить ее с кругом, и только потом выглаживать из нее изделие. Хочешь – горшок, хочешь – подсвечник. Благодаря мастеру Тамаре Журавковой у меня получилось и то и другое.

Нежная и податливая масса так и норовит просочиться между пальцами – работать с ней нужно аккуратно, без нажима.

А вы знаете, что «закатывать губу» — выражение гончаров. Наш горшок получился как раз с закатанной губой

Несколько ловких движений – и из бесформенного куска глины получается вполне себе приличный горшочек. Отгладил его подушечками пальцев, отрезал с горлышка лишнее, нарисовал узор – и вот готовое изделие.

У меня крынка получилась по всем правилам прапрапредков – с закатанной губой (выражение «закатать губу» как раз и пошло из гончарной мастерской, означает оно «закругленный – закатанный край горлышка горшка») и рисунком плодородия: нижняя полоска – земля, верхняя – небо, а между ними извилистой волной вода пошла. Означает рисунок, что будет мой горшок всегда полным.

Горшочек снимаем с гончарного круга и оставляем сушиться. А сами спешим в следующую избу, посреди которой стоит огромный ткацкий станок.

Девочка в колыбельку, приданое в коробейку

На этом подворье развернулась целая экспозиция, рассказывающая о прядильных культурах. Ведь сначала нитки нужно было высеять и вырастить. Землю пахал и сеял мужчина, а все остальное – женских рук дело. Лен и коноплю осенью срезали и оставляли на поле, где их мочил дождик и сушило солнце. А затем наступала пора мять и трепать растения. Специальными расческами изо льна вычесывали грубый слой, оставляя мягкую куделю.

Из нее на прялке или самопряхе (была она только в богатых домах, потому как вещь дорогая) крутили нити. Готовые несколько раз перематывали, отмеряя длину по ширине будущего полотна. А там – заправляли в ткацкий станок.

В одиночку сделать все это невозможно – приглашали помощницу. Нити нужно насновать, собрать в косу и перенести в кросна. Сбился – считай, пропало дело, нужно начинать заново. Намотали на валы, начинают заправлять. Каждую нитку нужно продеть, а здесь их 226! Даже у демонстраторов музея, освоивших старинное мастерство, на заправку станка уходит целый день.

Лариса Грач показала, как правильно соткать полотно себе на сарафан и на рубаху мужу

Музейный мастер Лариса Трач показывает мне технику ткачества позапрошлого века. Ткацкий станок устроен по принципу музыкального органа – одновременно нужно и руками работать, и ногами педали нажимать. Для простейшего полотна только две педали нажимают, а наши прабабушки для изготовления браных тканей использовали до восьми! При этом математиками сибирячки были отменными: весь узор – это продукт тщательного расчета.

Честно скажу, я несколько рядов узора запорола: то педали перепутаю, то челнок неправильно прокину. Полотно у меня получилось косенькое с явными изъянами. Такое только для хозяйственных нужд сгодится, а никак не на рубашку жениху.

Кстати, рубашки будущему мужу девушка начинала готовить, еще не зная своего жениха. Ткацкое дело не скорое, вот и начинали невесты ткать и шить с детства. В Сибири даже поговорка существовала: «Девочка в колыбельку, приданое в коробейку». Замуж тогда выходили в 15 лет. И к этому времени девушка уже должна быть во всеоружии – с сундуками самотканого полотна, собственноручно вышитыми скатертями, рубахами, поясами для мужа и свекра, а также сарафанами для себя. Вот выйдет замуж, дети пойдут – ткать и шить будет некогда.

Не женское это дело – баклуши бить

Наравне с глиняной посудой прабабушки наши пользовались деревянной. Квашню поставить, огурчики засолить, капусту заквасить – для этого использовались экологичные кадушки, туеса, квашенки.

В деревне ели обычными не расписанными ложками, а чтобы нарисовать узор, везли их в город

Музейный бондарь Роман Полушин сразу сказал:

 Инструмент тебе в руки не дам, не женское это дело – стругом да фуганком работать.

Но показал, как наши прадеды дерево кололи, чтобы сделать лагун, который температуру держал не хуже современного термоса, как колки заготавливали, как клепки подгоняли друг к другу, чтобы будущее изделие воду не пропускало.

Работа эта точная и кропотливая. Не быстрая. Ковшик мастер за два дня делает, кадушку – не меньше недели.

Работа с деревом всегда считалась мужским делом. Например, бить баклуши было прерогативой маленьких мальчиков, которых в поле еще не брали. По соображениям наших предков, дело это было простое, отсюда и пошло выражение, которое означает «заниматься ерундой».

Из баклуши ложку вырезают специальным инструментом. Делают столовые приборы «по хлебалу» — по ширине рта того, кто будет есть этой ложкой

Баклуша – это заготовка для ложки. Мальчишек в позапрошлом веке уже в пять лет к топору прилаживали. На кусочке дерева он рисовал будущую ложечку «по хлебалу» (по ширине рта) каждого члена семьи и выстругивал ее топориком. Эти заготовки часто называли куколками, потому что девочки заворачивали их в тряпочку и играли, как с куклой. А уж потом выстругивали специальным инструментом углубление ложки, срезали лишнее с изнанки. Пропитывали конопляным или льняным маслом – инструмент готов.

В Шушенском ложки тогда не расписывали. Для этого торговцы возили их в город. А затем продавали втридорога.

Заповедник

Крестьяне в Сибири были более зажиточными, чем в центральной части России. Носили не лапти, а кожаную обувь и баню по-черному не топили. Ни к чему им это было – дров хватало. Но жили в основном своим хозяйством – то, что на поле вырастили, наткали да своими руками изготовили.

Все эти товары очень дорогие. Покупались они однажды и на всю жизнь, передавались по наследству

Правда, был в поселке и кабак, где разливали хмельные напитки, и лавка, в которой продавали фабричные товары. Стоили они не дешево, а свободных денег у крестьян было немного. Так что заходили в лавку жители дореволюционного Шушенского по большим праздникам: платок невесте на свадьбу купить, себе сапоги справить. Как правило, обувь эту носили земледельцы всю жизнь.

Крестьяне позажиточнее могли себе и фарфоровые чашки позволить, самовар на несколько ведер и часы, которые вешали в горнице как признак большого достатка.

Все это можно увидеть в этнографическом музее-заповеднике. Здесь сохранились настоящие дома и аутентичная обстановка. А главное – та атмосфера, которая царила в сибирском селе позапрошлого века. Вот так зайдешь в старинную избу, сядешь на широкую скамейку за выскобленный добела стол, и кажется – выглянет из женского кута хозяйка, улыбнется и достанет из печи вкусно пахнущий чугунок с кашей.

Фото Олега КУЗЬМИНА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности