Это письмо пришло в нашу редакцию накануне Дня защитника Отечества.
«Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Наш Красноярский край». Я Семенова Евгения Львовна, в прошлом учитель истории, а сейчас на пенсии. Читательница и подписчица вашей газеты.
Хочу рассказать о своем отце, Льве Степановиче Семенове.
Родился он 4 марта 1896 года в с. Рыбное Рыбинского района Красноярского края. В 18 лет ушел на фронт Первой мировой войны, воевал в Австрии.
В одном из боев был ранен (пуля вошла ниже виска с левой стороны головы, а вышла ниже виска с правой стороны, раздробив зрительный нерв левого глаза). Просто чудом остался живым. Когда он без сознания лежал на обочине, проезжающий на коне мародер, увидев хорошие сапоги на «мертвом» солдате, хотел снять их. Но отец зашевелился, и это спасло ему жизнь.
Отца привезли в какое-то военное подразделение, враждебное России, немного подлечили и оставили выполнять тяжелые работы. Он пробыл в плену три года. В 1917 году, после революции, появилась возможность вернуться на Родину. Отец шел пешком несколько лет. Когда вернулся домой в 1921 году, женился на моей маме, Дмитриевой Агнии Григорьевне. А в 1922 году у них родились первенцы-близнецы: Иван и Петр, мои братья.
Они оба участвовали в Великой Отечественной войне. Иван воевал на Курской дуге. Сын повторил судьбу отца: Иван был ранен в голову, как и отец. Пуля застряла чуть ниже глазницы, в связи с чем он потерял зрение на один глаз. От предложенной операции, сложной и опасной для жизни, Иван отказался, работал бухгалтером в г. Уяре и умер в возрасте 72 лет.
Брат Петр воевал на Ленинградском фронте. В кровавой мясорубке на Невском пятачке получил тяжелое ранение, долго пролежал в болоте. Во время операции – ампутации ноги – госпиталь, где находился брат, попал под фашистскую бомбежку. Но волею судьбы Петр остался жив. Он прожил 71 год, работал в п. Авда Рыбинского района, тоже бухгалтером.
Я очень горжусь своим отцом и своими братьями. Они были настоящими людьми и патриотами своей Родины.
А молодым ребятам-призывникам хочу рассказать об одном эпизоде из жизни моего отца.
У него был друг Митька. Когда началась Первая мировая, молодежь стали готовить к призыву. Какие-то бабки, чтобы помочь ребятам «откосить» от армии, дали моему отцу и Митьке большие самокрутки, начиненные непонятно какой отравой. Чтобы парни их выкурили, начнется недомогание, и их не возьмут на фронт.
Мой отец эту самокрутку курить не стал, спрятал в завозню под потолок, а Митька курил понемногу каждый день. Когда после всех мытарств отец вернулся домой, он сразу же поинтересовался, где его друг. Оказалось, что Митька в армию не попал, в течение двух лет все время болел и умер в молодом возрасте.
Я к чему вспомнила про этот эпизод? Не стоит молодым людям бегать от службы в армии. А кому сколько отпущено жить, распорядится судьба».
Евгения Семенова,
с. Шалинское Манского района»
Дорогая Евгения Львовна!
История, которую вы рассказали, трогает до глубины души. Хотя она типична для России, где почти в каждой семье были, или есть сейчас, такие геройские отцы и братья, деды и прадеды. Они побывали на разных войнах XX и XXI веков. В 1945-м, разбив фашистов, вернулись домой и вынесли на своих плечах все тяготы послевоенного времени. Израненные, надорванные войной, честно тянули свою трудовую лямку, восстанавливали страну. Жили по принципу «прежде думай о Родине, а потом о себе». По-другому и не мыслили.
Сужу по своим ветеранам, были они и в нашей семье: пришли с фронта два деда Ивана, деды Яша и Витя (все двоюродные). Бабушкин брат Тарас погиб в Восточной Пруссии. Один дед вернулся с войны безнадежным калекой – не мог ни разговаривать, ни работать, только плакал. А те, кто вернулся с руками и ногами, всю жизнь вкалывали в колхозе, света белого не видя, потому что мужчин после войны в деревнях не хватало. Брались за любую, самую тяжелую работу, поднимали хозяйство.
Я хорошо помню их руки, на которых кожа была как наждачка. Их честные солдатские медали и скупые воспоминания о войне, когда они собирались 9 Мая за столом и немного выпивали…
А то, что вкалывали всю жизнь, так это воспринималось ими как само собой разумеющееся. Как иначе? Кто будет семью кормить, детей поднимать? Это были настоящие мужики. Ни разу не слышал, чтобы кто-то из них ныл, как ему тяжело, обвинял кого-то в своих неудачах, или устраивал в семье сцены, что его не ценят и в рот не заглядывают.
На государство они особо не рассчитывали, льгот для себя не выпрашивали, по санаториям не ездили. Да и государство в те годы – в 60-е – начале 70-х – не сказать чтобы носило ветеранов Великой Отечественной на руках. Это потом, когда их осталось мало, их стали чествовать и всюду приглашать.
Когда у меня появилась семья, когда копейку приходилось зарабатывать в поте лица, решать какие-то бытовые проблемы, казавшиеся неразрешимыми, я часто вспоминал своих дедов. А им было легко? На войне и после? Что такое мои проблемы по сравнению с теми, что были у них? Немного отпускает, дает силы жить. Память о предках, преемственность, корни, воспоминания детства – крепкая опора в трудные минуты.
День 23 февраля давно перестал быть праздником только тех, кто служил в армии или воевал. Сегодня в этот день принято поздравлять всех мужчин, независимо от профессии и рода занятий. Подразумевается, что все мы защитники Отечества. Даже те, кто никогда не носил погон. Хотя бы потому, что семья – наша маленькая родина. Ее мы и должны защищать. Всегда. И делать это можно по-разному. Например, заработать денег и сделать ремонт в квартире – это по-мужски. А для некоторых современных мужчин встать с дивана и пойти искать работу – уже подвиг. Поздравьте их тоже. Авансом. Они не безнадежны. Мужчина – это тот, кто может сказать: «ни о чем не волнуйтесь, я все сделаю». А не тот, кто в штанах и с бородой.
Ладно, это долгий разговор.
Не поздравляйте только тех, для кого сейчас крутят гнусную рекламу в красноярских супермаркетах: «приходи к нам, и мы поможем тебе откосить от армии на законных основаниях».
Да, уважаемая Евгения Львовна, у нас в Красноярске крутится такая реклама. И народ относится к ней спокойно. Молчит, не возмущается.
Ну откосить и откосить – нормально, мы же в свободной стране живем.
Ваши братья и отец этого бы не поняли. Мои деды – тоже. Несовременные они были.
* * *
Владимир Солоухин
Мужчины
Б. П. Розановой
Пусть вороны гибель вещали
И кони топтали жнивье,
Мужскими считались вещами
Кольчуга, седло и копье.
Во время военной кручины
В полях, в ковылях, на снегу
Мужчины,
Мужчины,
Мужчины
Пути заступали врагу.
Пусть жены в ночи голосили
И пролитой крови не счесть,
Мужской принадлежностью были
Мужская отвага и честь.
Таится лицо под личиной,
Но глаз пистолета свинцов.
Мужчины,
Мужчины,
Мужчины
К барьеру вели подлецов.
А если звезда не светила
И решкой ложилась судьба,
Мужским достоянием было
Короткое слово – борьба.
Пусть небо черно, как овчина,
И проблеска нету вдали,
Мужчины,
Мужчины,
Мужчины
В остроги сибирские шли.
Я слухам нелепым не верю, –
Мужчины теперь, говорят,
В присутствии сильных немеют,
В присутствии женщин сидят.
И сердце щемит без причины,
И сила ушла из плеча.
Мужчины,
Мужчины,
Мужчины,
Вы помните тяжесть меча?
Врага, показавшего спину,
Стрелы и копья острие,
Мужчины,
Мужчины,
Мужчины,
Вы помните званье свое?
А женщина – женщиной будет:
И мать, и сестра, и жена,
Уложит она, и разбудит,
И даст на дорогу вина.
Проводит и мужа, и сына,
Обнимет на самом краю…
Мужчины,
Мужчины,
Мужчины,
Вы слышите песню мою?
1968 г.