Сотрудники этого отряда не снимают масок на людях. Даже когда их награждают, не афишируют своих фамилий. Они остаются неизвестными героями, готовыми прийти на помощь в любой критической ситуации. В этом году Красноярскому ОМОНу исполняется 33 года. Многое уже сделано, но еще больше предстоит совершить.
Мягкая сила
Каждый день у сотрудников красноярского отряда мобильного особого назначения «Ратибор» учения. В боевом резерве службу несет дежурное подразделение, готовое выдвинуться в любой момент. Остальные отрабатывают тактические и штурмовые навыки, учатся действовать, не применяя силу – с помощью убеждения. Как говорят сами омоновцы, все эти знания и умения для них бесценны: красноярский отряд при охране общественного порядка действует с помощью «мягкой силы», предупреждая правонарушителя о противозаконных действиях и постепенно оттесняя его с места происшествия. Но если нужно, могут и преступника обезвредить, и высотные здания штурмом взять, и взрывное устройство разминировать.
– Наша задача – охрана общественного порядка, пресечение преступлений, оказание силовой поддержки оперативным подразделениям, участие в контртеррористических операциях, соблюдение режима чрезвычайного положения, – рассказывает командир ОМОН Управления Росгвардии по Красноярскому краю Сергей Казеичев. – Это мужская работа, о которой мечтают многие мальчишки в детстве.
По краю и за его пределами
Отряды милиции особого назначения появились в России приказом Министерства внутренних дел в 1988 году. Тогда в стране начались беспорядки, и в разных регионах появились 15 формирований ОМОН, один из них в Красноярске.
Как говорят в «Ратиборе», в Красноярском крае чрезвычайных ситуаций, которые требовали вмешательства мобильного отряда, не возникало. Но омоновцы работают не только в нашем регионе, но и за его пределами. Например, в 2012 году, когда на Болотной площади в Москве началось протестное движение, оппозиция крушила все на своем пути, наш отряд перебросили в столицу для усиления. Когда приехали, волнения уже улеглись, и красноярцы взяли на себя охрану общественного порядка.
Еще одна значимая командировка состоялась в 2020 году – в разгар пандемии коронавируса. Тогда в Северо-Енисейском образовался крупный очаг заражения на одной из подрядных организаций золотодобывающей компании «Полюс». Рабочий городок был объявлен «красной зоной», вахтовикам запретили выезжать за его пределы, и среди работников возникли волнения. Отряд ОМОНа выставил контрольно-пропускной пункт, шла проверка автотранспорта и соблюдения эпидемиологического режима.
– Обыкновенная рутинная работа, – замечает Сергей Казеичев. – Люди в Сибири адекватные, до крайностей не доходили. Но порядок сохранить в этой ситуации было необходимо.
Кстати, охрана общественного порядка на футбольных матчах и других спортивных событиях – тоже их работа. Это сегодня футбольные болельщики стали относительно мирными, а раньше стычки на стадионах были не редкостью. Спортивные фанаты жгли фальшфейеры, кидали на поле разные предметы. Приходилось успокаивать. И не резиновой дубинкой (применение спецсредств в такой ситуации запрещено законом), а словом. Помните, мы уже говорили про технологию «мягкой силы»?
– Всех сотрудников мы учим уметь убеждать словами, чтобы они могли с каждым гражданином договориться, – поясняет командир отряда.
В руках оружие, а в голове план
ОМОН – первый помощник сотрудников МВД, когда необходимо задержать преступников по тяжким статьям или организованные группы, освободить заложника.
Например, неделю назад отряд был поднят по тревоге. Поступил сигнал о том, что на железнодорожном вокзале Красноярска удерживается заложник. Когда прибыли на место, оказалось – вызвала подкрепление пьяная женщина, которая сочла действия своего собутыльника ограничивающими ее свободу.
А вот история, произошедшая несколько лет назад, действительно могла завершиться печально для женщин, ставших заложницами наркомана. В Красноярске в доме по улице Свердловской мужчина «под кайфом» взял в заложники свою мать, сожительницу и ребенка. Заперся с ними в комнате и угрожал ножом.
Бойцы ОМОН приняли решение проникнуть в помещение со второго этажа. Но захватить преступника им не удалось: чтобы из узкого коридора старого дома проникнуть в комнату, где прятался мужчина, необходимо было ломать дверь. А это время. Окна также оказались слишком маленькими для штурма.
И тогда в дело вступили переговорщики, которые предложили наркоману машину. Он вышел из дома вместе с одной из заложниц. Тут его и обезвредили.
Сотрудники «Ратибора» не упоминают о сложностях своей работы. Говорят, «наша составляющая силовая». Но, без сомнения, в любой ситуации необходимо работать головой. Например, при освобождении заложника план действий составляется моментально, ведь промедление может стоить жизни человеку, захваченному злоумышленником. Не удалась одна комбинация, тут же прорабатывается другая.
Слабаков нет
Для выполнения всех этих задач необходимы хорошие физические данные и крепкие нервы. При приеме на работу в мобильный отряд все претенденты проходят специальные тесты, медкомиссию, психологический отбор и проверку на полиграфе.
– Очень многое зависит от внутреннего состояния человека – какой стержень в нем сидит, – считает Сергей Казеичев. – В дальнейшем все это скажется на его работе. Не хочется, чтобы человек сломался в командировке.
А выезды бывают разные. Ведь преступники не только в городе сидят. Несколько лет назад в Мотыгинском районе произошло убийство четырех человек. Преступники ушли в лес и пытались уйти в другой район. На их поиски были подняты силы мобильного отряда. Личный состав находился в тайге четверо суток. Поиск шел лишь с небольшими перерывами на обед и отдых. В начале сентября на севере края шли дожди, температура воздуха опустилась чуть ли не до нуля, а бойцам нужно было работать в таких условиях.
Конечно, некоторые не выдерживают физической и психологической нагрузки. Уходят. Но большинство остаются.
Люди-пауки
В общем взводе ОМОН существуют узкие специалисты – снайперы, высотники, механики-водители бронетранспортера. А также отдельное подразделение взрывотехников.
У каждого свои функции. Например, высотники отрабатывают фасад при штурме здания, проникают через окно. Это может сделать, действительно, только специалист, который имеет допуск и специальное высотное снаряжение.
Высотники – настоящие люди-пауки, которые могут спуститься с крыши здания на одной веревке вверх ногами, скрытно заглянуть в окно комнаты, где прячется преступник, и одним взглядом оценить обстановку. А затем быстро проникнуть внутрь через окно. Здесь главное – скорость, эффект неожиданности.
Снайпер не промахнется
У снайперов особая задача – огневая поддержка. Об этих специалистах командир отряда говорит с особым уважением:
– Это не просто работа, это призвание. Снайпером нужно родиться. У человека должен быть определенный склад характера, мышления.
Об уровне подготовки красноярских снайперов говорит один факт: в этом году команда ОМОН Управления Росгвардии по Красноярскому краю стала лучшей в турнире Сибирского округа. В нем принимали участие 13 снайперских пар из различных спецподразделений Росгвардии Сибирского округа и ГУФСИН Иркутской области. Победили стрелки из «Ратибора».
Взрывов не будет
Взрывотехники – и вовсе уникальное подразделение. Сотрудники инженерно-технического отделения участвуют в операциях по задержанию преступников. Их задача – применение свето-шумовых зарядов.
Кроме того, они обезвреживают не только современные взрывные устройства, но и боеприпасы, которые остались со времен Гражданской или Великой Отечественной войны.
В мобильном отряде уже знают: начинается садоводческий сезон – жди вызовов на разминирование. В Красноярском крае есть территории, где в земле остались снаряды. Например, на Кузнецовском плато находился полигон, на нем во время Великой Отечественной испытывали боеприпасы. Многие не взорвались.
В конце августа взрывотехники выезжали в Канск: в одном из дворов жилого дома местные жители обнаружили предмет, похожий на артиллерийский снаряд. Специалисты определили: это боевая 120-миллиметровая минометная мина со следами коррозии. Боеприпас уничтожили.
А недавно осматривали территорию стройки в деревне Старцево Емельяновского района. Строители откопали одну авиабомбу, а взрывотехники обнаружили в земле еще девять.
Авиабомбы времен Великой Отечественной для Красноярского края не редкость. На территории нашего региона проходили подготовку экипажи самолетов, которые шли на фронт. Тренировались сбрасывать и на землю, и на воду. Так, три авиабомбы нашли в Енисее, когда шло строительство Николаевского моста. Их вытаскивали из воды прямо с грунтом.
Для уничтожения боевых бомб и снарядов у Росгвардии есть специально оборудованный полигон недалеко от Красноярска. Но ведь боеприпасы нужно еще безопасно извлечь.
Как только приходит сообщение об их обнаружении, в путь отправляется оборудованная всем необходимым машина. Здесь есть средства поиска (например, металлоискатель, миноискатель), радиоблокираторы, эндоскопы (чтобы через маленькое отверстие заглянуть внутрь подозрительного предмета), локализаторы действия взрыва, энергопоглощающие цистерны. Все это работает на обезвреживание взрывного устройства.
Со старыми бомбами все понятно: главное – бережно извлечь. Если годна для перевозки, помещают в энергопоглощающие цистерны (в таких даже если взорвется небольшой снаряд, не почувствуешь. Только клапан газоотвода зашипит) и перевозят на полигон для уничтожения.
А вот современные самодельные взрывные устройства могут быть оборудованы различными радионовинками, например, дистанционно передающими сигнал на подрыв. В этом случае взрывотехники используют глушитель радиосигналов. «Пелена» создает помехи, и дистанционно взорвать бомбу уже невозможно.
Глушитель использовали недавно, когда в сентябре поступил сигнал о подозрительном предмете, обнаруженном у въездных ворот детского сада на улице Матросова Красноярска.
Предмет не содержал в себе взрывчатки, но осторожность прежде всего!
Опасно? Да!
Об опасности своей работы в ОМОНе не говорят.
Первого бойца отряд потерял в июле 1994 года. Тогда в командировке в Лесосибирске погиб сержант милиции Андрей Цурган.
Затем красноярский ОМОН участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе. С 1995 года по сегодняшний день сотрудники спецподразделения более пятидесяти раз выезжали в этот регион для поддержания конституционного порядка.
С 2000 по 2003 год – самый трагичный период. В это время 11 бойцов погибли на Кавказе и один в Красноярском крае.
За 2020 год силы и средства ОМОН Управления Росгвардии по Красноярскому краю применялись 400 раз, за неполный 2021-й – 287.
Фоторепортаж из отряда:
ОМОН готов дать отпор террористам. Красноярск. 11 октября
Фото Павла АНТОНОВА