Россия – страна, объединяющая огромное разнообразие культур, традиций и народов. От Дальнего Востока до западных границ, от жарких степей Кавказа до суровых просторов Сибири – каждый уголок нашей страны наполнен уникальной историей и духом патриотизма. Именно поэтому многие жители России, независимо от своей национальности, испытывают чувство глубокой гордости за свою принадлежность к этому великому государству.
Узбека встретили с добром
Российский народ известен своим гостеприимством, искренностью и открытостью. Независимо от этнического происхождения, все мы ценим такие качества, как верность друзьям, уважение к старшим и любовь к Родине. Эти ценности помогают сплотить разные народы в единую семью, делая Россию одной из самых многонациональных стран мира.
В Красноярском крае проживает около 160 национальностей, и все представители разных этносов считают себя сибиряками, гордятся, что носят звание россиянина.
Председатель региональной национально-культурной автономии узбеков Красноярского края Саитмурот Холжигитов приехал в наш регион почти 40 лет назад. Парень из глухого селения поступил в университет в Самарканде, окончил, остался в нем работать, а потом решил изменить свою жизнь.
– Я тогда мечтал уехать в Москву или Ленинград, но мой однокурсник оказался в Красноярске – два года работал в университете – и пригласил меня, – рассказывает Саитмурот Холжигитов. – Я приехал в вуз, походил по лабораториям, и мне понравилось. Остался работать. Так и оказался в Сибири.
Как говорит Саитмурот, его тогда поразила доброжелательность людей в Красноярском крае. Каждый, кто встречался на его пути, старался помочь молодому узбеку.
– Все смотрели с добром, никогда грубо не говорили, улыбались, объясняли, шутили, – вспоминает председатель региональной национально-культурной автономии узбеков Красноярского края. – Я попал в среду хороших людей.
Кроме того, как говорит Саитмурот, ему понравилась сибирская природа. Он раньше никогда такого не видел. А главное – его дети в Красноярском крае получили отличное образование, их воспитывали заслуженные учителя России.
Он ездил на родину в Самарканд, но говорит, что никогда не испытывал желания остаться там. Его тянуло на новую родину – в Красноярский край.
– Настоящим сибиряком я почувствовал себя лет 15 назад, – признается Саитмурот. – Для меня сибиряк и россиянин – открытый, добрый, трудолюбивый. Может, я не догнал еще коренных сибиряков в их человечности, но стараюсь. Сегодня я с гордостью говорю, что я сибиряк и живу в России!
Все начиналось с двух чувашей
Геннадий Храмов возглавляет Красноярскую региональную чувашскую национально-культурную автономию. Он тоже приехал в Сибирь уже взрослым. И не пожалел.
– Я родом из Чувашской Республики, а в 20 лет после окончания техникума приехал в Красноярский край. И теперь считаю его своей второй родиной, – рассказывает Геннадий Иванович. – Меня с детства тянуло сюда. А когда я начал заниматься национальной культурой, изучать историю, понял, почему это происходило. Наши далекие предки были гуннами, они жили между Байкалом и Алтаем – как раз в центральной и южной части Красноярского края.
Храмов работал в статистике, несколько раз уезжал из края – его переводили и в Москву, и в другие регионы. Но он ловил себя на том, что хочет вернуться в Красноярск. Домой, как говорит чуваш.
– Здесь настоящие люди, достойные ценности, – поясняет Геннадий Иванович. – Хотя я не сразу почувствовал себя сибиряком. Был такой момент: я занимался последней в Советском Союзе переписью населения, и ко мне пришел народный художник России Владимир Ильич Мешков. Я думал, он эвенк, а он оказался чувашом. Мешков спрашивает меня: «Скажи, пожалуйста, сколько чувашей проживает в Красноярском крае? Мы создаем чувашское сообщество». – «А вы чуваш? – спрашиваю. – Тогда с уверенностью могу сказать, что в регионе есть по меньшей мере два чуваша – первый вы, а второй я».
Многие переселенцы уехали на историческую родину, а Храмов остался.
– Я стал настоящим сибиряком, – говорит он. – Мне кажется, больше нигде нет такого уголка, как в Красноярском крае, где могут проживать в мире и дружбе столько народов.
Угощение по-татарски
Председатель региональной татарской национально-культурной автономии Красноярского края «Яр» Вагиз Файзуллин называет себя сибиряком в третьем поколении. Его родители и он сам родились в Красноярском крае, куда его деды приехали по столыпинской реформе в 1910 году. Именно тогда в Сибири было основано около 60 татарских поселений. Впоследствии они стали многонациональными.
Родился Вагиз Исмагилович в авыле Солоуха Пировского муниципального округа. Окончил два класса, а потом семья Файзуллиных переехала в таежный поселок, который когда-то создавался в рамках ГУЛАГа. Жили там бывшие «враги народа» и военнопленные, которым запрещено было покидать Красноярский край.
– Все так дружно жили в этом поселке! – вспоминает Вагиз Файзуллин. – Мы переехали в 1961 году и поселились в четырехквартирном доме. А через 10 дней выпала католическая Пасха. Немцы, прибалтийцы пекли прекрасные пироги и разносили их соседям. Когда начиналась русская Пасха, за дело брались русские, белорусы, украинцы – и тоже разносили угощения. А через месяц пришел наш праздник Ураза-байрам. И тогда мама напекла лакомство – целый тазик. Я ходил по соседям и угощал их нашими кушаньями. А летом, когда все открывали окна, каждый пел песни на своем родном языке. И никто никого не одергивал.
Те переселенцы в таежном поселке были настоящими сибиряками, считает Вагиз Файзуллин. Ведь главное качество сибиряка – поддержка друг друга, взаимовыручка и сохранение традиций.
– И мы сегодня храним память о предках, – рассказывает председатель региональной татарской национально-культурной автономии Красноярского края «Яр». – Наша общественная организация в 14 населенных пунктах поставила обелиски участникам Великой Отечественной войны, мемориальные плиты и памятные доски. Я считаю, это очень важно – помнить своих героев.
Русский поляк
Председатель Красноярской региональной польской национально-культурной автономии «Полонез» Анатолий Чубаров называет себя русским с польскими корнями. Его предки пришли в Сибирь в 1903 году, стали осваивать землю, да так и остались.
– Я русский сибиряк – меня так воспитали, – поясняет Анатолий Чубаров. – Мой отец всегда говорил: мы должны знать русский язык, но и сохранять культуру.
И он сохраняет. Ездил в Польшу – учил язык предков, но, говорит, ни разу не возникло у него желания остаться в той стране. Ведь у него есть родина – Россия и Красноярский край.
Сегодня наша страна продолжает развиваться и двигаться вперед. Однако, как говорят представители разных национальностей, несмотря на прогресс, важно помнить корни своего народа и сохранять традиционные ценности. Ведь именно благодаря им мы можем сохранить свою уникальность и стать примером для всего мира.
Фото Дома дружбы народов, из личных архивов героев