«Мы – не Иваны, не помнящие родства»

«Мы – не Иваны, не помнящие родства»
Фото Андрея Афанасьева

В деревню Челноки привозят всех гостей Казачинского района. Есть чем похвастать местным властям – в Челноковской общеобразовательной школе располагается уникальный краеведческий музей, созданный энтузиастом – бывшим директором учебного заведения, краеведом Валентином Исаковичем Чащиным.

Концентрация истории

Под музей в челноковской школе отдан небольшой кабинет, но сколько информации можно получить из его экспозиции!

В самодельных витринах выставлены старинные предметы быта крестьян, переселившихся в эту деревню во времена столыпинской реформы, обувь, в которой ходили прапрабабушки и прапрадедушки нынешних учеников, инструменты и самый настоящий ткацкий станок. Хотя нет, не настоящий.

– Ткацкий станок сюда не вместился, я модель сделал, – улыбается краевед Валентин Чащин. – Я вел краеведческий кружок в школе, и девочки очень любили на нем ткать.

Ребятишки на переменках забегают в музей, чтобы посмотреть на старинные вещи, необходимую информацию по истории родных мест почерпнуть и просто попробовать работать теми инструментами, которые были в ходу у предков.

В этом маленьком музее пространство насыщено историей. Здесь тебе и раздел природы родного края в картинах местных художников, и рассказ о деревне и Казачинском районе, спортивные и трудовые достижения челноковцев, работа в годы Великой Отечественной войны и воспоминания ветеранов.

Отдельный стенд отдан трудовой славе колхоза «Заветы Ильича». Это хозяйство в советские годы было единственным местом работы деревенских жителей, кормильцем. Сначала оно называлось «Верный путь», развивалось здесь животноводство и земледелие. Местные жители до сих пор вспоминают, как работали на свиноферме.

Впрочем, «Заветы Ильича» и сегодня действуют в Казачинском районе. В сложные 1990-е годы колхоз не сгинул, как многие сельскохозяйственные предприятия, а лишь сменил форму собственности. И сегодня в нем есть дойное стадо, каждое утро молоко вывозят на переработку. Производят колбасу.

– Вот наши орденоносцы, Герой Социалистического Труда, – показывает Валентин Исакович. – Но начинал музей я с предметов, которыми пользовались крестьяне. Ходил по усадьбам и просил. Вот, например, самопряха. Она раньше в каждом доме была, без нее не обойтись. А вот макет деревенской избы. Это однокомнатное строение – горница и сени. Стояли у нас в Челноках и крестовые дома, в которых четыре комнаты. Но были и просто избенки – в единственной комнате и спальня, и кухня с печкой.

Валентин Исакович говорит о прошлом своего села со знанием дела: он урожденный челноковец. Впрочем, как уверяет краевед, населенный пункт раньше назывался по-другому: Чащино. Отсюда и пошла фамилия местных жителей, в том числе и его предков.

Школе нужны раритеты

Родители Валентина Чащина – простые крестьяне. После окончания Енисейского педучилища в 1940 году он вернулся сюда, стал работать учителем. Но началась Великая Отечественная война, и Валентин Исакович отправился на фронт.

– Когда я пришел с войны, семилетней школы в Челноках уже не было, – вспоминает ветеран. – Даже среднюю перевели в соседнее Рождественское. А меня направили работать в Мокрушинское. Там нужно было открывать семилетку.

Из Мокрушинского учитель переехал в Пескуновку. В Челноки вернулся много лет спустя, когда здесь построили новое здание школы. Чащина назначили директором.

– Я считаю, в школе должен быть музей, иначе как ребят познакомить с историей родного села? – говорит краевед. – Я историк, меня интересует прошлое. Мы с ребятами обходили окрестные деревни и собирали экспонаты: старинные орудия труда, одежду, обувь, посуду.

Впрочем, музей сформировали в Челноках не сразу. Новая школа требовала приложения сил. Учителя и ученики сами красили полы, оформляли классы. Тогда образование как раз переходило на кабинетную систему. Лишь после Валентин Исакович взялся за свое любимое дело.

Старинные фотографии разыскивал в семейных альбомах односельчан, демографические данные собирал по архивам. И сам писал книги. Например, про заселение русского енисейского Приангарья и местный чалдонский говор. Вместе с ребятами собрал материалы о фронтовиках Великой Отечественной войны. Теперь в Челноках существует своя Книга памяти.

Открылся музей в 1976 году (два года до этого шел сбор материалов и оформление стендов, макетов, витрин). А в 1978 году он уже официально зарегистрирован как школьный краеведческий. Тогда для руководства музеем из кружка «Поиск» избрали совет и директора. А сами кружковцы стали экскурсоводами.

Хранители памяти

Сегодня в инвентарную книгу челноковского музея занесены около 500 различных экспонатов – и вещественные, и письменные, и художественные. Они помогают в освоении учебного материала. В школьном музее проходят не только уроки краеведения, но и истории, обществознания, математики. Да-да, математики. Учитель составляет для ребят задачки на местных примерах. Например, ученикам предлагается вычислить, как меняется население Казачинского района и число деревень (раньше было более 100, сейчас осталась только треть), сколько зерновых с одного гектара пашни собирали в местном колхозе.

Коллекция этого кабинета постоянно пополняется. Из свежих приобретений сабля – ее три года назад нашли на крыше бани в Березняках и принесли в музей. А вот каменный нож. Его обнаружили на берегу Енисея. Эти осколки истории очень ценны и любимы ребятами. Ведь в школьном музее на них можно не только посмотреть, но и прикоснуться к ним, взять в руки.

Валентин Исакович проработал директором челноковской школы до пенсии. Затем эстафету по хранению раритетов подхватила его дочь – тоже педагог Альбина Линге. До конца 2019 года она заведовала музеем и вела уроки краеведения.

– Мы с ребятами больше работали с информацией, – рассказывает Альбина Валентиновна Линге. – Например, сделали с девочками научную работу «Развитие клубного движения в деревне Челноки». Восстановили фамилии всех клубных работников. Ходили к старым жителям, брали интервью. Нашли уникальные фотографии. И – надо же! – многие вспомнили, кто здесь трудился в 1925 году!

Альбина Валентиновна признается: сначала сомневалась, будет ли это интересно современным школьникам. Оказалось, история малой родины волнует не только взрослых челноковцев, но и ребят.

В 2019 году в честь 95-летия Казачинского района в Челноках проходил проект «Заселение земли Казачинской». Ребята учили говор своих предков, сравнивали его с ангарским (говорят, много общего у ангарцев и чалдонов и в произношении, и в наличии особенных словечек, понятных только жителям этих территорий).

– Чалдоны – это коренные сибиряки, – считает краевед Чащин. – Те, кто пришел сюда в давние времена. На правобережье Енисея чалдонских деревень почти не было. А в 1909–1911 годах, когда шло переселение в Сибирь, явились сюда инженеры, поставили столбы в местах, где планировалось образовать деревни. Некоторым даже название дали. Старики рассказывали: не нравилось им название, они свое придумывали. Например, переселенцы из Казанской губернии деревню свою назвали Казанка. Так же появилось название села Новотроицкое – люди пришли сюда в праздник – на Троицу.

Сегодня уже нет тех стариков, которые помнят истории деревень и сел Казачинского района. Но память, собранная стараниями краеведов, жива. Передается она от отцов к детям и внукам.

Фото Андрея АФАНАСЬЕВА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 апреля 2024
Михаил Котюков: «Работаем на результат и для людей»
Год назад край возглавил человек, хорошо знакомый всем красноярцам, – наш земляк Михаил КОТЮКОВ. Мы пригласили руководителя региона в редакцию,
Без рубрики
21 апреля 2024
Как выбрать семенной картофель?
Специалисты Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю настоятельно рекомендуют не покупать семенной картофель у непроверенных продавцов на стихийных и придорожных рынках.
Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,