Мы правы. Враг неправ

Как развивалась военная пропаганда

Мы правы. Враг неправ Как развивалась военная пропаганда
Фото fishki.net

Сто лет назад закончилась Первая мировая война. Для нас, особенно получивших образование в советское время, она, по сути, не имеет причин. В школе нам объясняли что-то в духе «неразрешимых противоречий капитализма» и «Германия не поспела к дележу колониального пирога».

Для поколения, выросшего на описаниях ужасов войны – Великой Отечественной – и героизма воинов, это были пустые слова. То, что германская промышленность, весьма подросшая к 1914 году, не находила рынков сбыта и источников дешевого сырья, казалось причиной надуманной. Возможно, потому, что в те времена люди еще не в полной мере освоили конвейерное производство ненависти друг к другу. Имею в виду пропаганду.

Вообще, задача любой военной пропаганды при самом отдаленном взгляде проста – нужно убедить свою армию, а затем народ, что мы ведем справедливую войну, поскольку ее начали не мы, а враг, который, в свою очередь, ничтожен, жалок, подл и одновременно страшен, коварен и чудовищен. Он подтолкнул нас, мирных людей, к сопротивлению.

«Мы правы, враг неправ, и с нами Бог, аой!» – так заканчивалась каждая жеста «Песни о Роланде».

Дело профессионалов

Но здесь надо сделать небольшое отступление. Наше представление о войнах имеет явную историческую градацию. Война сама по себе дело жестокое как для участвующих в ней, так и для посторонних. Таковыми были древние войны. Но, скажем, Отечественная 1812 года предстает скорее в героических и романтических тонах, которые не смог разрушить даже вопиющий (для своего времени) натурализм «Войны и мира» Льва Толстого.

«Я честный человек и служу своему государю. Мой враг тоже честный человек и тоже служит своему государю» – таков был негласный девиз войн. Это не от гуманности, а просто оттого, что войны «галантного века» были исключительно войнами профессионалов.

Мирное население могло только наблюдать, как часов в шесть утра, после завтрака, при хорошей погоде и на ровной местности сотни тысяч шикарно одетых мужчин выстраивались красивыми рядами и начинали убивать друг друга.

В ту пору пропаганда тоже присутствовала, например, вражеских королей изображали полными идиотами, которые ездят то на медведях, то на котах, но эта продукция предназначалась исключительно для образованной публики. Простой народ стоял в сторонке.

Особенность Первой мировой и всех последующих войн состояла в том, что для нее мирного населения уже не было. Возникла необходимость убеждать народы, что есть нации, ужасные сами по себе. Собственно, сейчас, в атомный век, мы возвращаемся к пропаганде древнейших войн на полное уничтожение этнических единиц. Первая мировая была здесь только первым опытом.

О том, насколько ужасен враг, первыми задумались англичане, такие пропагандисты, что дай бог каждому. Вот что пишет историк Максим Васильев в «Военном обозрении»: «Чем ужаснее и кровавее будет новость о противнике, запущенная в СМИ, тем больший эмоциональный эффект можно ожидать от читателя. Одними из самых ярких примеров подобной лжи могут стать английские сообщения о том, как немцы перерабатывают трупы солдат, своих и чужих, на стеарин и на корм для свиней. Это сообщение вызвало во всем мире бурю негодования и послужило поводом для вступления Китая в войну на стороне Антанты. 30 апреля 1917 г. английскому премьер-министру в палате общин был задан вопрос, намерен ли он принять меры к тому, чтобы в Египте, Индии и на всем Востоке стало известно, что немцы перерабатывают трупы собственных солдат и солдат противника на корм для свиней. Только в 1925 г. эта ложь была наконец разоблачена в статье, появившейся в американской газете Times Dispatch, которая писала по этому поводу:

Из всех ужасных орудий современной войны едва ли не первое место занимает пропаганда, являющаяся важной составной частью военной машины любой нации. Знаменитая история с трупами, которая во время войны довела ненависть народов к Германии до предела, объявлена сейчас английской палатой общин ложью.

Пройдет еще каких-то 20 лет, и эта «ложь» станет правдой. Ничего не напоминает?

Кузьма Крючков, удалец молодец

У каждой войны есть свой герой. Героем русских военных плакатов стал Кузьма Фирсович Крючков, молодой парень, которому к началу войны было 20 с небольшим. Он, опережая сюжет, выиграл бой у многократно превосходящего противника.

Вспомнив отвагу природную, дикую,

Много врагов изрубил ваш земляк.

Конь его верный не выдал товарища,

Дедовской шашки не гнулася сталь,

Вышел он с честью из дыма пожарища,

Жизни бесстрашному не было жаль!

Знайте, станичники: грудь молодецкая

Ныне украшена белым крестом!

Крестов таких было четыре. Кузьма Фирсович стал первой медийной персоной, добился не только высшей государственной награды, но и вошел в народный быт и фольклор. Портреты казака появлялись не только на плакатах, но и на пачках папирос, конфет, на календарях. Кстати, изображение героя, вырезанное из какого-то журнала, украшало сундук отца Федора в «Двенадцати стульях».

Потом, конечно, был Брестский мир и Гражданская война, в которой Крючков воевал на стороне белых и погиб в 1919 году.

При советской власти с ее чудовищно-циничным отношением к прошлому, с ее беспредельным неуважением к смерти, память о героях Первой мировой была растоптана, а в 20-х годах уничтожено несколько братских могил воинов в окрестностях Петрограда, Самары.

Позже такое же захоронение сровняли с землей при строительстве станции метро «Сокол» в Москве. Кузьма Крючков оставался разве что в памяти людей, переживших ту войну, а для последующих поколений вообще перестал существовать.

Есть одна черта тогдашних плакатов – тексты простые до убожества. Для страны, где была великая поэзия, это выглядело по меньшей мере неприлично. На пропаганду работали люди, не обладающие поэтическим даром или хотя бы мало-мальски приличными способностями.

«Нипочем нам все казаки,

Не боимся мы их сим,

Доблесть их – одне лишь враки!» –

Так хор немцев возгласил.

Однако не стоит относиться к этому слишком строго. В те времена военная пропаганда делала первые шаги, чтобы потом развернуться во всю ширь. На «империалистической» впервые были применены не только авиация, танки и боевые газы, но и агитационные атаки – полиграфические технологии позволяли выпускать листовки гигантскими тиражами и сбрасывать их на головы противника. Масса восполняла качество. Для убеждения солдата вражеской армии, что в плену хорошо, особого художественного дара не требовалось, поскольку подавляющее большинство всех воюющих армий составляли деревенские мужики, которые, как говорили английские матросы, еще сено из волос не вычесали. Англичане, кстати, с их природной технологичностью пошли дальше всех – перед решающим сражением выпустили фальшивый номер итальянской газеты La Stampa, в котором опубликовали статьи о том, как враг топчет пшеницу в занятых областях, а также жалобные письма крестьянок мужьям. Итальянцы вышли на бой морально опустошенными и потерпели сокрушительное поражение.

Но это, повторю, было только начало. Нынешняя пропаганда – а она теперь вся военная – пошла намного дальше.

Классика жанра – статья английского таблоида с заголовком «Путин убил 300 человек», появившаяся, по одним данным, через считаные часы после того, как был сбит малазийский боинг, по другим – когда лайнер еще находился в воздухе. Абсолютным повелителем стал информационный повод, ради которого уже не жалеют никого и ничего.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи