Выборы президента состоялись, результаты признаны тремя из пяти кандидатов. Владимир Путин одерживает сокрушительную победу в первом туре, набирая после подсчета 95 % протоколов 64 % голосов. Отрыв Владимира Путина от лидера КПРФ Геннадия Зюганова, который вновь стал вторым, позволяет спокойно говорить о безоговорочной победе премьера.
Мы выбрали Личность
Первые итоги воскресных выборов в процентном выражении были объявлены в час ночи по местному времени. Подсчет голосов продолжался, проценты кандидатов менялись. Но с самого начала стало очевидно: председатель правительства лидирует более чем уверенно. У его ближайшего преследователя, лидера КПРФ Геннадия Зюганова, чуть более 17 % голосов. На третьем месте (вот главная сенсация прошедших выборов!) Михаил Прохоров, у него почти 7,5 %. Далее идет Владимир Жириновский, который получает 6,3 %, а замыкает список Сергей Миронов – у него 3,8 %.
Отрыв от премьер-министра не оставляет Геннадию Зюганову даже гипотетических шансов на второй тур. По ходу президентской гонки, понимая, что второе место у него практически в кармане, лидер КПРФ не нашел в себе сил объединиться с другими оппозиционными движениями. Теперь Зюганов считает выборы нелегитимными, а КПРФ, по его словам, намерена «наращивать давление и на улице, и в интеллектуальном плане, и с точки зрения организационной».
Владимир Жириновский скатился на четвертое место и одним из первых поздравил Владимира Путина с победой. Сергей Миронов, который изначально считался аутсайдером кампании, выборы откровенно провалил. Причем отобрать голоса у эсеров удалось Михаилу Прохорову, новому лицу на российской политической сцене.
об итогах выборов, важно понимать, что политическая традиция в России такова, что люди прежде всего выбирают Человека. Сравнивают программы, лозунги, заявления. Но выбирают «первое лицо», поскольку прекрасно осознают силу и мощь института личности в стране. По словам политолога Алексея Чадаева, всегда есть тот, «кто персонально олицетворяет собой власть – «первый человек в стране». Государство как бездушная сторукая машина – это попросту страшно. У него должно быть лицо, и это лицо должно быть человеческим».
Поэтому победа Путина, сильного и жесткого, а подчас и бескомпромиссного лидера, закономерна. Этим же, кстати, отчасти объясняется третье место Михаила Прохорова. Несмотря на определенный шлейф негатива и свои миллиарды, Прохоров был и остается сильной личностью. Не получилось с «Правым делом» – стал самовыдвиженцем в президенты. До конца марта планирует зарегистрировать новую партию, которая, судя по всему, может в будущем стать серьезной политической силой.
Здесь можно провести параллель с декабрьскими выборами в Государственную думу. Низкий результат «Единой России» для многих не стал неожиданным, ведь проблем у партии власти хватает. Однако протестное голосование стало еще и определенным знаком, сигналом для Дмитрия Медведева и Владимира Путина. И сигнал этот они услышали.
Мы не выбрали раскол страны
Несистемная оппозиция готовится выйти на улицы столицы и митинговать против победы Владимира Путина. Ведь победа эта лидерами московского оппозиционного движения была заранее, еще до 4 марта, признана нечестной. Хотя, казалось бы, беспрецедентные меры открытости, которые состояли в установке веб-камер на каждом участке, огромном количестве наблюдателей, должны были выбить у оппозиции главный козырь – рассуждения о «массовых фальсификациях». Конечно, отдельные мелкие нарушения в ходе голосования были, однако пересчет голосов на локальных участках изменит общую картину на сотые, десятые доли процентов.
Оппозиция показала свою организационную беспомощность, войдя в март с жалкими остатками декабрьских протестных «капиталов». По мнению известного российского политолога Леонида Радзиховского, роль оппозиции в этой кампании свелась к «разогреву Путина».
– Они создали для Путина образ врага, причем врага-дурачка, карикатурного врага, – считает политолог. – Эти политические лидеры за два месяца не сформулировали ни одного политического или социального лозунга, цепляющего широкие массы.
Есть и еще ряд моментов, объясняющих проигрыш оппозиции. Во-первых, ее лидеры дискредитировали себя, находясь в свое время у власти. Немцов, Касьянов, Рыжков – все они в свое время работали в Правительстве России, причем далеко не на последних должностях. И воспоминания у россиян об этой деятельности остались далеко не самые лучшие.
Во-вторых, лидерами оппозиции неоднократно говорилось о том, что на антипутинские митинги вышла лучшая часть общества, благородные и креативные люди, цвет нации. А все, у кого есть иная точка зрения на происходящие в стране процессы, – «быдло» и «анчоусы». И еще: якобы только оппозиция выходит на улицы добровольно и по зову сердца, а другие – за деньги и под дулами автоматов. Креативные люди выступают за честные выборы для себя, а не для тех, чей выбор не совпадает с честным. То есть с их выбором, выбором «против Путина». Этот раскол на «умных» и «остальных», на московскую «интеллектуальную элиту» и «население этой страны», наверное, самый проигрышный идеологический посыл оппозиции. Это идеология разобщения, идеология деления на «высшие расы» и не очень.