На многострадальные дороги краевого центра вышла техника. Идет ремонт самых проблемных улиц и проездов. На наши вопросы отвечает начальник отдела управления улично-дорожной сетью департамента городского хозяйства Красноярска Никита ДРЕСВЯНКИН. Он один из тех специалистов, кто держит руку на пульсе этой работы.
– Никита Григорьевич, на каких улицах Красноярска сейчас идет ремонт дорожного полотна и что уже сделано?
– Объем выполненных работ на дорогах города составляет сейчас более 65 тыс. квадратных метров. (По данным на 25 мая. – «НКК».) Самые большие площади были отремонтированы на ул. Ленина – более 14,5 тыс. «квадратов». Одновременно здесь в некоторых местах понижена высота бордюрного камня, чтобы легче было передвигаться людям с ограниченными физическими возможностями. Также в центре города ремонтируют улицы Маркса и Дубровинского. В Ленинском районе – переулок Сибирский, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», проезд от улицы Глинки до въезда в город. В Советском – улицы Новгородскую, Джамбульскую, Тельмана, Шумяцкого, проспект Металлургов. В Октябрьском – Калинина, Юшкова, Лесопарковую, Можайского, Попова. В Свердловском – 60 лет Октября, Парашютную, частично – улицу Матросова. В Кировском – участки улиц Вавилова и Павлова. На следующей неделе подрядные организации приступят к работам на Маерчака, Лебедевой, Республики, Гайдашовке, а также на поперечных улицах Центрального района и Глинки, на бульваре Ботаническом.
– Серьезные объемы. Хотя это все же не весь город, проблемных улиц значительно больше, это вам скажет любой красноярец.
– Могу заверить жителей города, что в этом году ямочный ремонт будет сделан на всех дорогах, которые в этом нуждаются, у нас есть полный реестр таких улиц.
– Знаете, бывает так, что дорожное покрытие на какой-то улице вроде и неплохое, но несколько отвратительных ям портят всю картину, мешают нормально ездить.
– Мы знаем о каждой локальной яме! И отправляем в такие места оперативные бригады. Они будут все это устранять в рамках действующих контрактов.
– А об одной сплошной яме возле ТЦ «Сибирский городок» в Советском районе знаете?
– Да. В этом году ямы там будут засыпаны щебеночным материалом. Асфальт, к сожалению, уложить пока не можем. Потому что в 2014 году там была построена ливневая канализация по заказу управления капитального строительства, и для того чтобы вывести все уклоны к ливневым колодцам, которые уже установлены, необходимо провести мероприятия по реконструкции. Но это уже не наша компетенция.
– Сегодня ехал к вам на интервью по Шахтеров. Сплошные воронки…
– Согласен. Там нужно полностью менять дорожное покрытие. Думаю, в этом году нам удастся сделать участок от кольца до перекрестка Алексеева или Молокова. Отмечу, что в этом году, помимо ямочного, мы запланировали провести капитальный ремонт 14 километров городских дорог.
– Кстати, сколько их у нас всего?
В городе 1 169 километров автодорог. По нормативам, учитывая интенсивность движения, дорога должна капитально ремонтироваться один раз каждые 4–6 лет. Но тот лимит средств, который до нас доводится, не позволяет соблюдать межремонтные сроки. В этом году на ямочный ремонт дорог выделено 300 млн рублей, это позволит нам привести в порядок 422 тыс. кв. м. На капитальный – 143 млн рублей. По-хорошему, надо бы в несколько раз больше.
– Не будем о грустном. Расскажите лучше, какие новые технологии у нас применяются сегодня в ремонте дорог?
– Неплохо себя зарекомендовал метод инфракрасной регенерации. Это такая установка с инфракрасным излучателем, которая сначала отогревает дорожное полотно, а потом в него закладывается новый материал из бункера. Причем установка мобильная, базируется всего на одном автомобиле, который можно оперативно направлять в разные проблемные точки городской дорожной сети. Она позволяет вести ямочный ремонт даже при отрицательных температурах.
Работы с «инфракрасником» ведутся гораздо быстрей, чем звеном традиционной укладки асфальтобетона, когда КамАЗы работают с колес, а впереди идет отдельная машина с фрезой. У такого звена выработка примерно 100–200 кв. м за смену, а при методе инфракрасной регенерации – 300 «квадратов». Еще один достаточно эффективный метод борьбы с ямами – струйно-инъекционный. С его помощью мы в этом году отремонтируем 10 тыс. кв. м дорожного полотна. Это тоже мобильная установка с двумя бункерами. В одном – щебень, в другом – битумная эмульсия. Все это смешивается в агрегате и как бы напыляется в яму. С помощью этой технологии тоже можно быстро реагировать и оперативно заделывать проблемные участки.
– Как ведется контроль качества ремонта?
– Постоянный технический надзор за ходом ремонтных работ на дорогах города ведет управление дорог, инфраструктуры и благоустройства. Для этих целей в 2014 году была приобретена передвижная лаборатория. Благодаря ей только в прошлом году мы выявили шесть случаев нарушения технологии укладки асфальтобетонной смеси (АБС). По результатам испытаний подрядными организациями были переделаны работы на площади 3,5 тыс. кв. м на трех улицах. А вообще контроль начинается еще на асфальтобетонных заводах подрядчика. Представители заказчика и контролирующих организаций вместе с лабораторией выезжают туда, проверяют и согласуют рецептуру и качество АБС. После чего рецепт утверждается. Лаборатория в обязательном порядке ведет отбор проб с каждого объекта, делаются вырубки асфальта. Их проверяют на физико-механические свойства, на качество уплотнения, смотрят, соответствует ли АБС утвержденному рецепту. Разумеется, ведется и визуальное наблюдение. За каждым объектом закреплены кураторы Ростехнадзора.
– И как вы наказываете дорожников-бракоделов? Штрафуете? Судитесь с ними?
– Судиться – долгая процедура. И не всегда такие суды выносят решение в пользу заказчика ремонта.
Есть у нас метод более эффективный.
С 2013 года в городе начала действовать практика отсроченных платежей. То есть расчет с подрядчиком за выполненные работы производится не сразу, а в течение трех лет. Если на отремонтированной дороге в течение гарантийного срока были выявлены дефекты – скрытые или визуальные, – подрядной организации выдается предписание с требованием их устранить за свой счет.
Вплоть до полного снятия асфальта и укладки его заново, в соответствии с ГОСТами и СНиПами. Еще не было ни одного случая, чтобы подрядчик после таких мер ничего не исправил. Иначе он просто не получит денег.
– Никита Григорьевич, вот мы все говорим о технической стороне. А может, есть какой-то… «философский» аспект? Почему мы каждый год заделываем одни и те же ямы на одних и тех же дорогах? Может, проблема в нашем русском менталитете, в отношении к делу, а не только в нехватке денег?
– Никакой «философии». И менталитет ни при чем. Проблема российских дорог – это целый букет других проблем и факторов. Начиная с климата, географического положения и заканчивая финансами. Кроме того, нужно учитывать постоянный рост количества автотранспорта, нагрузка-то на дороги растет, они разбиваются быстрей… Меня спрашивают: почему именно этой весной такие плохие дороги в городе? Да потому, что в течение нынешней весны было много выходов «за ноль». Когда температура нестабильна – скачет то выше, то ниже нуля. Это для дорог очень вредно. И такая проблема не только у нас, в Омске и Новосибирске – тоже.
Некоторые говорят: «А вот в Норвегии или Финляндии такой же климат, однако дороги у них…» Такой же, да не такой! Температурный режим там совершенно иной, более стабильный. Там нет таких перепадов, как у нас, в резко континентальном климате. Кроме того, они очень много экспериментируют в части различных модификаций асфальтобетона, технологий его укладки.
Но мы живем в российских реалиях…