«Корпоративный демографический стандарт: цена или ценность?» На площадке с таким названием встретились представители российских компаний, уже реализующие комплексные программы поддержки семей. Насколько эффективны эти программы? Что мешает семьям сотрудников принимать решение о рождении очередного малыша? Эти и другие вопросы стали темами для дискуссии, организованной Красцветметом в рамках прошедшего в Красноярске демографического форума.
Решение демографических проблем стало уже общенациональной задачей, поэтому акцент на мерах поддержки в компаниях совсем не случаен.
Оксана Штейнебрейс, руководитель направления продаж по СФО компании HeadHunter, отметила, что сейчас и у соискателей отмечается запрос на лояльность к сотрудникам с детьми – например, на удаленный формат работы, гибкий график. Компании, которые идут навстречу таким пожеланиям, будут обладать существенными конкурентными преимуществами, что важно в ситуации растущего дефицита кадров.
Темой для обсуждения стал проект корпоративного демографического стандарта. Какой должна быть система оценки результативности корпоративной программы поддержки семей с детьми и какие меры наиболее привлекательны для сотрудников?

Фото: Руслан Рыбаков
Алена Политова, заместитель генерального директора по коммуникациям и персоналу АО «Губернские аптеки», рассказала, что доля женщин в их коллективе достигает 95 процентов, причем треть из них – в возрасте, когда мамами становятся наиболее часто, – до 36 лет. У компании есть программы ДМС, организована психологическая помощь, корпоративы и детские подарки. Делается уже немало, но, согласно проведенному исследованию в компании, на демографическую ситуацию это не влияет.
Хотя в опросе участвовали рядовые сотрудники, они признались: боятся потерять карьерные треки, – отметила она. – Что касается системы поддержки – мне не очень приятно об этом говорить, но ее считают минимальной. То есть мы помогаем уже существующим семьям с детьми, но получается, никак не влияем на принятие решения о рождении детей. Что же ждут от компании? В первую очередь – дополнительных финансовых гарантий и более гибких графиков – к примеру, работать только четыре дня в неделю. Я сама мама, правда, уже взрослых детей и помню, как сложно совмещать карьеру и их воспитание, а ведь хочется, чтобы они обязательно ходили на кружки и секции. И мы в ближайшее время поставим задачу разработать разные форматы сотрудничества.
Одна из участниц дискуссии, молодая сотрудница Красцветмета Полина Андрющенко, достаточно откровенно поделилась своими опасениями, из-за которых она пока мамой не стала. И речь не только о финансовых вопросах.
Меня еще очень сильно беспокоит потеря навыков – я люблю учиться, развиваться, – отметила она. – А вдруг за время моего декрета появится сотрудник с такими же компетенциями, как у меня, он будет лучше, а я окажусь не нужна? Поэтому от работодателя хотелось бы гарантий, что меня точно ждут. Может, какие-то курсы образовательные, гибкий график, финансовая стабильность – все это тоже важно.

Фото: Руслан Рыбаков
О социальных программах рассказывали также Мария Козлова, директор по персоналу КАО «Азот», Евгений Мызников, заместитель директора по персоналу и социальной политике – начальник управления ООО «Норникель – Енисейское речное пароходство», Ирина Кирюшина, HR-директор холдинга Bellini Gastronomic Ecosystem, Татьяна Попутникова, начальник управления социальных программ департамента по управлению персоналом и организационному развитию ПАО «РусГидро».
И, судя по дискуссии, для достижения показателей рождаемости нужна синергия усилий работодателя, мер поддержки от государства и непосредственно ценностных ориентиров конкретного человека.

Фото: Руслан Рыбаков
Подводя итоги, Мария Юферова, директор по персоналу и коммуникациям Красцветмета, отметила важность того, что уже сегодня компании предлагают меры поддержки для семьи.
Но вопрос в другом: а влияют ли эти меры на решение о появлении детей? Этот вопрос мы, как работодатели, должны задать себе и скорректировать свои программы. Демографический стандарт, который мы рассматриваем, поможет нам предложить единые метрики, показатели, по которым можно будет оценивать эффективность этих мер.



