В начале лета на форуме в Санкт-Петербурге Владимир Путин привлек внимание к потенциалу юга Красноярского края: «…Более 300 солнечных дней в году. Это дает возможность сформировать здесь и новый мощный агропромышленный комплекс… Под эти ресурсы возможно привлечь инвестиции в объеме нескольких триллионов». Президент попросил подготовить проекты и «доложить осенью». Речь шла о Минусинской долине – понятии, которое географически выходит за границы одноименного района. И все же, отправляясь в командировку, мы в первую очередь вспомнили о планах президента…
Комбайн для смородины
В минсельхозе региона пояснили, что информация о потенциальных проектах готова. Речь идет о дикоросах, переработке культур, позволяющих получать рапсовое, рыжиковое и льняное масла, о заводе по производству сахара из свеклы, развитии лекарственного растениеводства. Еще одно направление – производство саженцев, адаптированных к непростым условиям Сибири. Этим уже занимается Минусинская опытная станция садоводства и бахчеводства.
В хорошие времена поля здесь занимали огромнейшие площади. Специалисты отмечают, что район на одной широте со Средиземноморьем, и потенциал его очень большой. А на одной из старых фотографий сохранилось изображение необычного комбайна, который шел прямо по ягоднику: столько смородины выращивали, что без машины собрать урожай было бы сложно!
Неужели все в прошлом? Конечно, нет!
– Наш научный отдел продолжает выводить новые сорта, которые проходят испытания на производственных площадках, – рассказывает директор ФГБУ «Опытная станция» «Минусинская» Татьяна Смыкова. – Выявляем самые зимостойкие и перспективные сорта, высокоурожайные, устойчивые к болезням, вредителям, неблагоприятным условиям. Потом размножаем в питомниках саженцы плодовых и ягодных культур.
Научную работу здесь ведут уже 108-й год: решение об образовании опытной станции было принято еще до революции, в 1911 году. С тех пор несколько исторических эпох сменилось, а здесь, под Минусинском, все так же трепетно оценивают новые сорта яблонь, вишни, янтарных абрикосов. Можно ли сделать так, чтобы деревца, которые плодоносили лишь на юге, стали настоящими сибиряками и не боялись ни суровой зимы, ни изменчивой погоды?
– Я бываю на специализированных ярмарках в Красноярске и вижу, что привозят и молдавские, и казахстанские саженцы, – говорит Татьяна Смыкова. – Ну не будут они у нас жить! Надо садить наши, местные, а не привозные. Мы делаем прививки в корневую шейку растений. Дички – это наша сибирская яблоня или ранетка пурпуровая, которые не вымерзнут. И зимостойкость культурного сорта усиливается за счет того, что корень готов к суровым условиям. Мы планируем в Красноярске открыть точку для продажи саженцев.
Минусинское сладкое
Но где же растут эти удивительные сорта? Несколько минут на машине – и вот оно, опытное поле.
До горизонта уходят вдаль поля яблок. Каких только сортов здесь нет!
Сотрудники держат ящики с плодами. Для сбора урожая еще рановато.
– Мы отправляем наши плоды на анализы, – поясняют нам. – Проверяют на содержание нитратов, металлов. Иначе не получим сертификата.
А он необходим – то, что выращивают здесь, потом идет в собственный цех на переработку.
Рядом – поля облепихи. Кустики усыпаны ярко-оранжевыми плодами.
– Облепиху нам просто бог послал, – говорит Татьяна Смыкова. – Она — подарок для сибиряков. Плодоносит каждый год, а сколько здесь витаминов! С одного куста собираем до 35 кг. И первые в мире сорта облепихи созданы здесь – на Минусинской опытной станции – это кукурузка и скороспелка. Мы делаем из нее облепиховое масло.
А еще здесь выпускают соки, пюре, джемы, компоты, варенье из собственного сырья…
Хочется надеяться, что площадь садов будет только увеличиваться. И не заморские фрукты мы будем покупать, а местные абрикосы и груши – не зря же говорят, что самые полезные плоды и овощи для человека – те, что собраны на родной земле.
Сады мечты
– Если есть яблоко каждый день, то никакой доктор не будет нужен. – Эту мудрую пословицу англичан цитирует нам Александр Матвеев. Уроженец Минусинска, он окончил факультет германо-романской филологии, открыл языковой центр. До этого работал в Москве, преподавал в Пекине… А пока мы едем в машине, он рассказывает еще об одном, важном для него деле, которое хочет довести до конца.
Много лет назад, на далекой Украине, родился человек, которому суждено было стать одним из основателей садоводства в Минусинске. Появился он в Сибири обычным для того времени путем – его сюда отправили в ссылку.
Иван Бедро не испугался ни сурового климата, ни скептицизма местных жителей относительно его планов. На большом участке земли он заложил сад. Мечтал вывести яблоки с повышенным содержанием витаминов и минеральных веществ. Но путь был тернист.
Когда же, наконец, окончится это зверство? Кому что сделал я, а еще больше – кому что сделали мои бедные деревца? Кто и за что сбил палками на двух деревцах все ветви до земли? – писал в своих заметках Иван Бедро. – Никак не могу привыкнуть к этим человеческим выходкам… Когда же мне удастся саженцы отгородить и от зверей, и еще больше от людей, чтоб они не мешали мне сделать то, что я считаю своим долгом перед Родиной – перед Сибирью… Я так мало хочу… Только изгородь, чтобы не портили и не увечили моих питомцев. Неужели же это такое недостижимое желание?
Через некоторое время ему пришлось уехать из Минусинска. К счастью, он не увидел, как сад пришел в запустение…На месте плодовых деревьев выросли коттеджи.
Александр Матвеев узнал о саде случайно. И сразу же загорелся идеей спасти хотя бы то, что осталось.
– Мы вмешались вовремя: сад был очень старый, в первый субботник вывезли 14 машин сухостоя, разровняли площадку.
Мы идем по старинным аллеям.
– Вот этим липам – посмотрите, им уже по сотне лет. Когда они цветут – здесь такой запах! Интересно разнообразие растений. Вот, к примеру, горный вяз или почтенное, плодоносящее с тех времен дерево – груша уссурийская.
История сада вдохновила минусинцев – десятки людей стали приходить на субботники.
– В этом году мы хотим сделать забор и дорожки. Чтобы можно было здесь гулять, посидеть на лавочке. На поляне, где убрали старые тополя, есть возможность высадить новые плодоносящие яблони, рассказывает Александр Матвеев.
Подключилась и местная власть – сейчас здесь территория городского сада и строительство запрещено.
А пока саженцы из сада Бедро уже украшают улицы Минусинска – молодые липки, калина, ясень… Многие горожане не слышали даже имени этого человека. Его давно нет на земле. А у сада, за которым он так преданно ухаживал, спустя почти век начинается новая жизнь.
Фотографии Эдуарда Карпейкина