– Это инструмент марокканских рабов – гимбри. Мы играем на нем, когда кто-то болеет, чтобы вылечить человека, – Нуру Кане, черный как смоль сенегальский певец, демонстрирует, как именно нужно играть на гимбри. Звуки заглушает «Месяц спрятался за рощу» – это проводит саунд-чек коллектив «Карагод». Нуру пританцовывает, показывает купленные здесь же верблюжьи тапочки и говорит, что с удовольствием спел бы с русским хором, если бы его взяли.
– А еще мы играем, чтобы везде был мир, – внезапно он становится серьезным. – Знаете, сейчас везде очень-очень много проблем: на Украине, в Сирии, на Мали… А мы хотим, чтобы все были счастливы.
Вернуться к истокам
«Миру мир! Мир Сибири» – так заканчивал свое выступление чуть ли не каждый член жюри. Эти слова в современной ситуации обретают особое значение.
В раскаленном от зноя Шушенском, которое ежегодно на несколько июльских дней разрастается в несколько раз, собрались этнические коллективы со всего света. Монголия, Мордовия, Молдова, Тыва, Норвегия, Сенегал… Количество заявок на конкурс приблизилось к двум сотням – такого интереса к «Миру Сибири» еще не было. Говорят, что нынешние фавориты, монгольская группа Khusugtun, успели заявиться за пять минут до полуночи последнего дня. По общему мнению жюри, конкурс получился очень сильным и интересным: определить победителя было ой как непросто. Но зато и зрители за три конкурсных дня смогли посмотреть и послушать все – от азербайджанских танцев до музыки раннего средневековья. Даже палящее солнце не смогло испугать публику, очень разнообразную, нужно сказать: дети, молодежь, средний возраст, старики и старушки – кто на лавочках, а кто прямо на траве слушали выступления фольклорных коллективов.
– Мы, русские, фактически утратили свою народную культуру, мы не живем в традиции, как это, например, происходит в наших республиках, – делилась наблюдениями Тамара Пуртова, директор Государственного российского дома народного творчества. Она «жюрила» в первый раз. – Благодаря событиям такого рода мы делаем очень важное дело – «вживляем» традиции в современную социокультурную ситуацию. Мы возвращаем молодежь, детей и среднее поколение к собственным этническим истокам.
Стать «соучастником»
Главной особенностью нашего фестиваля в Шушенском с первого его дня была возможность участвовать в процессе, тот самый пресловутый интерактив.
– Вы, зрители, – это не просто «потребители» зрелища, а равноправные участники действа, – объясняет Тамара Пуртова. – Это дорогого стоит! Таких проектов, чтобы заинтересовать этникой, корнями, обрядами, национальной народной культурой, раньше не было. Сейчас этот формат копируется – и это хорошо. Но фестиваль в Шушенском все-таки был первым.
Посетить все площадки, помогающие стать «соучастником» в этом году было все равно что объять необъятное. В городе мастеров ежеминутно что-то шили, вязали и раскрашивали. На малой сцене водили хороводы, пели обрядовые песни, а самое главное – объясняли, чем традиции одного района отличаются от традиций другого. В перерыве между песнями и плясками здесь расписали скатерть мира, создали песочную мандалу и «Азбуку мира». Тут же на поляне Василий Слонов катал детей то на «лаптемобиле», то на «утюгомобиле», а в отдалении сверкала молниями катушка Тесла, наряженная по случаю фестиваля в сарафан – это Ньютон-парк развлекал мастер-классами. На обрядовой площадке снимали этноклип – десяток костюмов и любой образ на выбор: индеец, якут, русская красавица. В последний день почти 200 актеров смогли увидеть этот самый клип – больше часа в режиме нон-стоп. Все остальное время здесь ночами показывали фильмы, в том числе и «Детство Кришны» 1919 года – в сопровождении ансамбля «Торама». А на большой сцене в этот момент выступали хэдлайнеры.
Культурный микс
– Простите, когда мы играем, всегда идет дождь, – заканчивался второй день, на сцене босая Мария Франц, вокалистка норвежской группы Euzen. Она успела «немножко поучить русский» – «как дела» и «спасибо» – и искупаться в Енисее. Даже для норвежцев он очень холодный.
Дождь льет стеной, в небе всполохи молний. Народ не уходит, хотя об этой группе, в отличие от хэдлайнеров первого дня Zdob si Zdub, никто даже не слышал – и за такие сюрпризы отдельное спасибо фестивалю. На закрытии последним играет Nuru Kane – группа того самого сенегальца. На пятой песне на сцену выходят парни из «Одлар Юрду» с барабанами. Карабахские пастухи и сенегальский певец танцуют и играют на барабанах вместе. Такое можно увидеть только здесь. И это отчасти дает ответ на вопрос, зачем сюда собираются такие разные люди из разных мест – зачем на перекладных приехал австралиец, а другой парень на велосипеде добирался из Питера. Что влечет эти 32 тысячи человек в Шушенское, которое раньше было на карте только местом ссылки вождя мирового пролетариата?
– Здесь особенная атмосфера дружелюбия, – считает член жюри и руководитель коллектива «Айархаан» Альбина Дегтярева. – Я считаю, во многом это определяется тем, что фестиваль проходит на пересечении всех сибирских дорог. Здесь пересекаются и разные музыкальные традиции – степные, северные, казачьи, старообрядческие.
Только здесь, только в Шушенском можно увидеть такой культурный микс – дотянуться рукой и в буквальном смысле потрогать чужую традицию: монгольскую, чувашскую, молдавскую. И понять: есть все-таки то, что нас роднит. Что все мы одинаковые, пусть и выглядим, и говорим по-своему.
– Все музыкальные коллективы разные, но нас объединяет счастье от того, что мы можем играть свою национальную музыку, – так считает Ариунболд Дашдорж, руководитель коллектива Khusugtun, который и забрал Гран-при фестиваля – «Ладу мира». – Россия – очень большая страна, в ней живут разные народности, – и фестиваль дает возможность получить уникальный опыт приобщения к другой культуре. Мы не были уверены, что у нас получится попасть сюда, а сейчас счастливы, что все получилось.
Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, врио губернатора Красноярского края:
– Я в первый раз на этом фестивале, с огромным удовольствием смотрю, как выступают коллективы, гуляю по городу мастеров. Самое главное на «Мире Сибири» – это особая энергия людей, которая органично вписана в энергию очень красивой природы.
Я люблю народное творчество, мне нравятся этнографические записи. Огромное уважение вызывают те, кто наделен каким-либо талантом: они овладели ремеслом, научили других, живут творчеством. И когда люди поглощены таким особым образом жизни, это всегда заряжает энергией.
Фестиваль родился как частная инициатива, значит, он на самом деле нужен людям. Будущее у него огромно – у меня есть ощущение, что очень многие сюда вернутся в следующем году.
Татьяна ВЕСЕЛИНА, первый заместитель министра культуры Красноярского края:
– Бюджет фестиваля не меняется в течение четырех лет, это в совокупности около 20 млн рублей. Нас спрашивают: насколько оправданы такие вложения? Люди часто забывают о том, что патриотизм, собственную культуру, глубинное чувство самодостаточности не измерить никакими деньгами.
По отношению к «Миру Сибири» вообще не имеет смысла говорить о чистой финансово-экономической выгоде – нужно иметь ввиду безусловный имиджевый компонент: о Красноярском крае теперь знает фактически вся планета. Уже в первый день фестиваля наш сайт посетили пользователи из 70 стран мира. И знаменитых музыкантов мы привлекаем не большими гонорарами, а атмосферой и любовью к чистоте жанра. Люди это считывают, и у нас за все время существования фестиваля не было ни одного отказа от участия.
Фоторепортаж: Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири-2014»