На поплавне – кибасы и цевки*

На поплавне – кибасы и цевки*

Многие приезжие испытывают в Кодинске легкое замешательство, связанное с местной топонимикой. Следите за руками: район называется Кежемским, но Кежмы, бывшего райцентра, не существует с 2012 года – на ее месте плещутся волны искусственного водохранилища. Столица района – город Кодинск. А ГЭС, которая находится в Кежемском районе чуть ниже Кодинска по течению Ангары, называется… Богучанской. Правда, до самих Богучан отсюда сотня километров по прямой.

Признаться, первое время я путался: то район называл Кодинским, то райцентр – Кежмой.

Чехарда с названиями уходит в советские и досоветские времена, когда границы районов были совсем не такие, как сегодня, а будущая ГЭС вообще сначала называлась Кодинской.

Но главная достопримечательность здешних мест все же не из области топонимики. Она в людях, в целом народе, который зовется кежмарями-ангарцами – это уникальная ветвь русскоязычного населения Сибири, особый субэтнос, сформировавшийся из поморов и предков нынешних эвенков, разбавленный казаками и политическими ссыльными. Они веками хранили свои традиции, неповторимый уклад жизни и особый говор, непонятный даже соседям из ближних районов: не одно десятилетие уникальный язык и фольклор ангарцев исследуют ученые.

Казаки-первопроходцы женщин с собой не брали – невест находили здесь же, на Ангаре, из местного населения. Поэтому многие коренные ангарцы отличаются скуластой внешностью – тунгусская кровь пробивается в ней через столетия.

О кежмарях, об их особой культуре написаны сотни монографий, диссертаций и статей. Но всегда полезно услышать о народе от самих его представителей.

И я отправился в Кодинский краеведческий музей. Его директор Елена Юрьевна Калинина – из самых что ни на есть ангарцев: здесь ее корни, она окончила школу в Кежме, была последним председателем Кежемского сельсовета. Много лет проработала учителем истории.

– Первые русские поселенцы появились на Ангаре в начале XVII века. Это были казаки, которые поднимались в верховья реки, знакомились с местными тунгусами. Ангара тогда называлась Верхней Тунгуской, – рассказывает Елена Юрьевна. – Аборигены приняли гостей доброжелательно. Пока те не стали требовать с них все больше и больше дани – ясака. Пушнины, мяса. Начались стычки, которые продолжались более 20 лет. Потом по царскому указу на Ангару стали отправлять землепашцев. Первые русские деревни и заимки возникали на основных торговых и промысловых путях. А первыми вольнопереселенцами были преимущественно выходцы из Поморского Севера европейской части России. В XVII – начале XVIII века поморы (архангелогородцы, устюжане, сольвычегодцы, вычегжане) сыграли ведущую роль в формировании старожильческого населения Приангарья. Из Поволжья, с юга, запада и из центральных губерний России, из Белоруссии и Украины приезжали ссыльные.

Засельники обживали новые места по русскому обычаю: рубили избы, пахали землю, разводили скот, занимались охотой и рыболовством.

Ангарцы многому научились у коренных жителей – способам рыбалки и охоты, хитростям выживания в тайге, изготовлению снаряжения, перенимали особенности быта, шили себе одежду как у аборигенов.

Уникальные изделия кежмарей хранятся в музее – подлинные орудия охоты, одежда, обувь, всевозможные приспособления.

– Вот чисто тунгусское изобретение – натруска, – показывает директор музея. – Это такой пояс, к которому подвешивалась всякая мелочь, необходимая на охоте. Вот широкая лыжа-волокуша, подбитая камусом, – на таких вывозили мясо из тайги. А это сумка из кожи сохатого, чтобы носить в тайгу припасы… Биток для сбора ягоды – конусное ведерко из бересты. Ударяешь краем этого ведерка по кусту спелой черники или голубики – ягода сама падает в него… А это волшебные носки из конского волоса. Если вода в сапоги попала – снял носки, стряхнул, и они снова сухие. И нога быстро согревается, потому что конский волос ее массирует, он жесткий, колючий. Старинная обувь ручной работы – чирки, ичиги. А эти рыболовные сети называются поплавень и мерега. Морды – плетеные ловушки для рыбы… Замечу, что они считались у кежмарей детским орудием лова. А рыбалка – занятием преимущественно женским, – рассказывает Елена Юрьевна. – Мужчины занимались более тяжелым делом – охотой и землепашеством.

Заселение Приангарья шло примерно 100 лет. Кежма была основана в 1665 году, старинное село Паново, которое тоже ушло под воду, – в 1667-м.

Потом, когда был построен Московский тракт, Ангара утратила прежнее торгово-купеческое значение, и здесь сформировался анклав – дорог нет, кругом тайга. Поэтому культура кежмарей, которая почти в изоляции формировалась более 300 лет, сохранилась практически в первобытном состоянии.

Могла бы храниться и дальше – в старинных деревнях, в крепких семьях, а не в музее. Но жизнь не стоит на месте, прогресс неумолим. Во второй половине ХХ века на берегах Ангары начались большие перемены. В 60-х годах сюда пришли первые изыскатели будущей ГЭС. В 70-х начал строиться город Кодинск, в 2012-м исконные территории обитания ангарцев ушли под воду. Стране нужны были электроэнергия и алюминий.

Но это уже совсем другая история…

Елена Калинина, директор музея:

– Ангарцы всегда жили зажиточно, не голодали. Потому что много трудились, держали скот. Земля, тайга и река кормили всех, кто не ленив. За короткое сибирское лето нужно было сделать очень много – впереди полгода суровой зимы. Не подготовишься к ней – пропадешь.

Даже в военные времена Кежемский район занимал первое место по заготовкам хлеба, хотя и приравнен к районам Крайнего Севера.

Есть у ангарцев такая особенность характера: на нового, незнакомого человека они сначала смотрят с настороженностью, присматриваются. Но если видят, что человек хороший, работящий, то прикипают к нему всей душой, он становится как родной. Для гостя на стол выставляется все самое лучшее. Помню, у бабушек и дедушек была такая особая кладовка – под замком, где зимой хранилось все самое вкусное – замороженные пироги, котлеты, пельмени, хорошая рыбка. Нас туда не пускали: «это для гостей».

 

*Поплавень – сплавная рыболовная сеть; кибас – грузило для сети, обернутое в бересту; цевка – поплавок из бересты (ангарский говор).

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт