В Северо-Енисейском районе золото находили даже в огородах. Местный житель Марьясов, копаясь на приусадебном участке, обнаружил бутылку со старинным золотом. Драгметалл пошел в Фонд обороны страны.
Женские бригады
Тридцатые годы прошлого столетия стали расцветом всей северной земли. Ведь теперь старатель не просто добывает золото в тайге, а живет на земле, уже ставшей его Родиной. В северной тайге росли поселки, обеспеченные всей инфраструктурой.
Так называемый Енисейский кряж осваивал трест «Енисейзолото». В его состав входили прииски и рудники Северо-Енисейского и Удерейского районов.
В военные годы жизнь североенисейцев мало чем отличалась от жизни всех граждан СССР. Они выполняли главную задачу: добывать для страны золото. В это тяжелое время в драгоценном металле была особая нужда. Он требовался СССР для покупки военной техники, продовольствия, лекарств.
В унисон со всем государством Северо-Енисейский район отдавал все возможное для борьбы с врагом.
Сотни, тысячи сибиряков желали отправиться на передовую. Сегодня точно известно, что в годы Великой Отечественной войны на фронт был призван 5 021 житель Северо-Енисейского района (домой вернулись 1 522).
Чтобы заменить мужские руки, женщины, подростки пошли на производство. Они спустились в шахту, влились в ряды горняков Советского рудника, поступили на работу в цеха, на драги. Нередко целые старательские бригады создавались из одних только представительниц слабого пола. О них часто писали журналисты районной газеты:
С горячим энтузиазмом добывает золото женская бригада Пургиной. Здесь матери, жены, сестры бойцов и офицеров стремятся как можно больше добыть ценного металла. 50-летняя Мария Ивановна Пургина – мать двух сыновей-воинов. Один из них погиб в борьбе с ненавистным врагом. Мария Ивановна своим упорным трудом решила отомстить за любимого сына. Среди членов своей бригады она пользуется огромным заслуженным авторитетом. За умелое руководство бригадой т. Пургина в августе 1944 года была поощрена ценной премией. Бригада в декабре 1944 года перевыполнила месячное задание. Лучшими людьми этой бригады являются красноармейки Мустафина, Рекасон, инвалиды Отечественной войны, бурщики А. П. Макаренков, Овчинников, 55-летняя старушка Донова (заметка от 28 января 1945 года).
Люди стремились перевыполнить планы и показатели. Также газета писала о том, как за рычаги драги взялась Е. М. Осипенко. Десятая драга на прииске Скалистом дала сотни килограммов золота». Осипенко стала знаменита как единственная в Северо-Енисейском районе женщина-драгер. А ее драга – одним из лидеров золотодобычи на прииске Скалистом.
План досрочно
Старатели прибывали на прииски по зову государства, которому нужен был ценный металл. Они создавали артели, численность которых достигала 200–300 человек.
Населению тоже разрешалось мыть золото в свободное от работы время. Такая система позволяла увеличить сдачу золота государству, а самое главное, люди могли купить на заработанное продукты, одежду. Золотоскупка многим просто помогла выжить в военные годы. И после 1945-го эта практика в районе сохранялась. Кроме того, молодежь и школьники выходили на прииски в летнее время, а также в качестве субботников в «Дни золота».
Бодро шли дела в золотодобывающей промышленности. Несмотря на тяжелые сороковые, на руднике Советском бурильщики успешно ввели новую технологию – скоростную проходку.
Полугодовой план промышленности района по золотодобыче в 1941 году был выполнен досрочно. Продолжалось внедренное до войны стахановское движение. За 4 года коллектив золотодобывающей шахты и обогатительной фабрики совершил настоящий производственный подвиг, добыв в 1941 году 1 207 кг, 1942 году – 1 132 кг, 1943 году – 980 кг, в 1944 году – 1 426 кг золота.
И эти достижения – дело рук в основном женщин и подростков. При двенадцатичасовом рабочем дне, скудном питании, работе без отпусков и выходных, на морозе и в жару… А самое опасное – люди работали среди ядовитых испарений ртути, с помощью которой извлекалось золото из руды (процесс амальгамации).
«Плавильщица золотоизвлекательной фабрики Васильева систематически дает две нормы», – писала газета «Енисейская правда» в январе 1942 года.
В январе 1945 года по итогам предыдущего года коллектив Северо-Енисейской золотоизвлекательной фабрики наградили переходящим Красным знаменем Наркомата цветной металлургии СССР и ВЦСПС и первой премией.
Богатая Тарака
В годы войны в Красноярском крае работал и только что зарождавшийся атомный проект. В 1938–1939 гг. геолого-разведочная партия треста «Запсибцветметразведка» изучала залежи месторождений монацита на речках Тарака, Казачка, Осиновый ручей.
Редкоземельный минерал монацит содержал радиоактивный элемент – торий-232. Кроме монацита, на Тараке нашли золото, гранат, ильменит (титанистый железняк, руда, необходимая для получения титана).
После изысканий на берегу Кана, в районе речек Тарака и Малый Курыш, вблизи поселка Таежный были созданы комбинат «Таракстрой» и одноименный рабочий поселок.
Металл добывали без всякой механизации. Основными орудиями труда были кайла и лопаты. Доля женщин из общего числа работавших на «Таракстрое» достигала 80–85 %. Комбинат начали строить в 1939 году, по планам он должен был производить до 14 500 т тория в год. Попутно предприятие добывало и золото – по ключам Березовый и Осиновый. Добавим, что добыча и обогащение монацита прекратились осенью 1960 года.
В 1941 году на предприятии работали 320 человек. Среди них 5 инженерно-технических работников, 17 служащих, 72 квалифицированных работника, 217 разнорабочих.
Великая Отечественная война не оставила в стороне жителей рабочего поселка от помощи фронту. Собирались средства на постройку самолета, строительство танковой колонны «Красноярский рабочий», посылки солдатам, теплые вещи, белье. По существовавшей тогда традиции, работников обязывали покупать облигации военного займа и билеты денежно-вещевой лотереи. Несмотря на тяжелые условия, с 1940 по 1944 г. «Таракстрой» для своих работников возвел жилые дома, а также клуб, пожарное депо, баню, овощехранилище, прачечную.
Фото из книг «Золотое сердце Сибири», «Красноярск – Берлин. 1941–1945 гг.», 2009 г.