Добраться до некоторых территорий в крае зимой можно только по льду через реку, если не считать воздушный транспорт. Зимний вариант автодорог создают с приходом первых морозов. Сейчас открыты для движения 102 ледовые переправы в разных районах региона.
Планируется, что этой зимой на территории края будут работать 129 ледовых переправ. Самое большое количество – 89 – в Эвенкийском муниципальном районе.
Важно, что каждая ледовая дорога обладает своей грузоподъемностью, на которую водителям нужно обращать внимание. Она зависит от толщины льда (он бывает от 25 см до 70 см). Например, в Бирилюсском районе на реке Чулым открыты три переправы с разной грузоподъемностью:
– по автодороге Бирилюссы – Биктимировка могут передвигаться автомобили массой до 3 тонн;
– Шпагино-2 – Подкаменка – 3,5 тонны;
– Шуточкино – Зачулымка – Сахарное – 5 тонн.
Как пояснил Андрей Журавлев, руководитель КГКУ «КрУДор», устройство переправ возможно только при наступлении стабильных отрицательных температур и при завершении ледостава:
– Работы начинаются с очистки льда от наростов, когда естественная толщина промерзания ледового слоя позволяет человеку безопасно выйти на поверхность водоема. Затем намораживаются слои в 5 см толщиной. Разрешенную грузоподъемность специалисты рассчитывают по вырубке льда. Постепенно грузоподъемность переправ увеличивается. Начинается она с трех и достигает порой 30 тонн.
На протяженных ледовых переправах (свыше 300 метров) работают контрольно-пропускные пункты, установлены знаки об ограничении скорости и необходимости соблюдать дистанцию. Протяженных переправ в крае 20. Самая длинная – 5 километров – на Красноярском водохранилище в Новоселовском районе.
Следить за ситуацией на всех открытых ледовых переправах можно на сайте krudor.ru. Также актуальную информацию о состоянии автодорог можно узнать по телефону диспетчерского центра 8 (391) 211-76-97
Правила безопасности
Инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Главного управления МЧС России по Красноярскому краю напоминают, что пользоваться надо только оборудованными ледовыми переправами и соблюдать следующие правила:
- строго выполнять требования всех информационных знаков, установленных перед ледовыми переправами;
- выезжать на лед медленно, без толчков и торможений;
- необходимо отстегнуть ремни безопасности;
- запрещено останавливаться, передвигаться рывками, разворачиваться, обгонять автомобили и заправлять их горючим;
- не допускать нагрузки, превышающей грузоподъемность льда;
- не рекомендуется перемещение транспортных средств при плохой видимости (тумане или пурге).
Переезд по несанкционированным ледовым переправам очень опасен, ведь никто не может гарантировать безопасную толщину льда, отсутствие промоин, трещин, наледей, припорошенных снегом.
Для профилактики выезда автотранспорта на лед в несанкционированных местах устанавливаются запрещающие знаки, аншлаги и сооружаются снежные завалы.
ЦИФРЫ
Статистика ГУ МЧС России происшествий из-за нарушения правил безопасности на льду за 2020 год (за прошлый год будет подводиться этой весной) не радует: всего в России на водоемах погибли 139 человек. При этом в 2019 году было зафиксировано 102 подобных случая, а в 2018-м – 70. То есть число смертельных исходов из-за несоблюдения мер безопасности на льду увеличивается.
Ответственность за нарушения
Наказание за выезд (выход) в несанкционированных местах для рыбаков, которые часто игнорируют все запреты, полагается согласно КОАП.
Статья 1.6 Закона Красноярского края от 2 октября 2008 г. № 7-2161 «Об административных правонарушениях» гласит: «…пробивание лунок для рыбной ловли и других целей и переход (проезд) в неогражденных и неохраняемых местах на ледовых переправах, а также переход по льду при запрещающих знаках безопасности, а равно нарушение иных правил охраны жизни людей на водных объектах – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей».
Водитель выбраться не успел…
Штраф небольшой, а вот цена выезда на лед может оказаться слишком высокой. Страшные аварии случались на Красноярском водохранилище не раз – машины уходили под воду, гибли люди. Так, весной 2019 года в районе Бирюсинского залива утонула машина, погибла женщина. Она поехала делать красивые снимки, а лед был уже тонкий.
В 2017 году был трагический случай на переправе Енисейск – Потапово, где грузовик резко ушел под воду. 24-летний водитель выбраться не успел. Переправа была официальная, но, как потом выяснили следователи, большегруз был слишком тяжелый – массой выше разрешенного тоннажа на переправе. Хотя в документах, которые на КПП предъявил водитель, было указано, что по весу его машина подходит для проезда. А по факту – смерть…