РУСАЛ объявил о полном переходе Красноярского алюминиевого завода на технологию «Экологический Содерберг». 1 954 электролизера КрАЗа переведены на эту технологию благодаря масштабной программе модернизации. Инвестиции только в «Экологический Содерберг» составили 74 миллиона долларов. А всего за 16 лет (с 2004 по 2019 год) в природоохранные мероприятия на заводе вложено более 390 миллионов долларов.
В связи с завершением внедрения новой технологии на предприятии побывали председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин и министр экологии и рационального природопользования Красноярского края Павел Корчашкин.
– Сегодня важное событие не только с точки зрения завершения перехода КрАЗа на технологию «ЭкоСодерберг», которое с учетом подготовки и испытаний заняло практически 10 лет, – отметил Юрий Лапшин.
– Это важно с той точки зрения, что анонсированные несколько лет назад планы руководства РУСАЛа по модернизации производства в штатном режиме исполняются в установленные по графику сроки. Это позволяет с высокой уверенностью говорить о том, что и последующие планы на 2020–2024 годы будут выполнены. Это важно еще и потому, что сейчас действует комплексный план по снижению объемов выбросов в атмосферный воздух в Красноярске в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология». Это веха, которая свидетельствует о том, что мы продолжаем планово двигаться в нужном направлении.
– Внедрение «Экологического Содерберга» – один из ключевых проектов модернизации компании. В настоящее время, помимо КрАЗа, технология тиражируется и на другие заводы РУСАЛа: БрАЗ, ИркАЗ, НкАЗ, ВгАЗ, – подчеркнул генеральный директор РУСАЛа Евгений Никитин.
– Суммарно в этом году на пяти алюминиевых предприятиях мы должны перевести на новую технологию более 400 электролизеров. Благодаря системе газоочисток, увеличению герметизации нам удается достигать эффективности улавливания фторидов более 99 %, бензопирена – 99,5 %, оксида серы – не менее 96,5 %. Следующим этапом модернизации станут электролизеры с инертными анодами.
Почему же переход на «Экологический Содерберг» так важен? Он является одним из шагов в программе, которая реализуется РУСАЛом на протяжении последних десятилетий, – неуклонному движению к «зеленой» металлургии.
Технология является собственной разработкой инженерно-технологического центра РУСАЛа и вошла в справочник наилучших доступных технологий, утвержденный приказом Росстандарта. На сегодняшний день она является одной из наиболее эффективных технологий, позволяющих кратно снизить негативное воздействие на окружающую среду в алюминиевой промышленности. Следует отметить, что «Экологический Содерберг» во многом создан именно «под КрАЗ», с учетом реалий этого крупнейшего предприятия.
Среди достоинств «Экологического Содерберга» – усовершенствованная система газоудаления, высокая герметичность, оптимизированный состав анодной массы. Все это позволяет существенно снизить количество выбросов, в том числе смолистых веществ.
Так, на втором этапе экологической модернизации КрАЗа с 2011 до 2020 года суммарные выбросы завода снизились на 13,7 %, а гидрофторида – на 30 %.
А в целом результатом 16-летней работы стало общее снижение выбросов Красноярского алюминиевого завода на 38 %, фторидов – на 76 %. Если сравнивать выбросы, которые были в городе от КрАЗа в 1980 году, то они снижены в 4,5 раза.
Напомним, комплексная экологическая программа на КрАЗе выполнялась в два этапа. В рамках первого на предприятии строились и вводились в эксплуатацию новые газоочистные комплексы, устанавливалась автоматизированная система управления технологическим процессом, внедрялась технология «сухого» анода. Вторым этапом стало внедрение наилучших доступных технологий, в том числе перевода электролизеров на «Экологический Содерберг». Впереди третий этап – продолжение работы над инновационной технологией инертного анода, пионерами которой также являются РУСАЛ и КрАЗ.