Иностранный бизнес уходит из России. Западный мир всерьез намерен удушить российскую экономику с помощью «адских» санкций. Сможет ли отечественный бизнес занять освободившиеся ниши? Что необходимо для этого? Как, делая ставку на отечественное, защитить потребителей от некачественных товаров и услуг? Эти вопросы мы задали нашим экспертам – людям, профессионально занимающимся различными экономическими аспектами – от стратегического планирования до реального производства.
Виктор Зубарев, депутат Государственной думы ФС РФ:
– Если внимательно посмотреть на сектора, об уходе из которых декларируют западные компании, то это прежде всего те отрасли, где сегодня наблюдается высокая конкуренция. Фактически все эти корпорации отдают доли рынка более устойчивым к политической конъюнктуре конкурентам и российским предприятиям. Вместе с тем эта ситуация дает немалый шанс нашим отечественным предпринимателям очень быстро нарастить объемы производства и продаж. Сегодня многие из них к этому готовы. Ключевыми секторами должны стать общепит, продукты питания, фармацевтика, энергетическое машиностроение, ракетно-космическая индустрия. Это те отрасли, где у нас есть хорошие заделы и национальные лидеры – компании с миллиардными оборотами.
Опыт пандемии показал, что правительство научилось довольно эффективно поддерживать системообразующие отрасли экономики. В прошлом году, несмотря на несколько коронавирусных волн, ни одно крупное предприятие остановлено не было. Они дали заметный рост производства. Надо использовать этот совсем недавний положительный опыт, сделать меры поддержки более точечными, возможно, ввести временный мораторий на увеличение тарифов для ключевых промышленных кластеров, организаций малого и среднего предпринимательства (МСП). Ну и, конечно, если есть возможность, максимально снижать в регионах налоговое давление на МСП.
Что касается защиты россиян от некачественной продукции, то, во-первых, функции контроля качества продукции и услуг никто не отменял. Для этого все возможности у государства остаются. Во-вторых, сегодня информация о ненадлежащем качестве расходится моментально. Негативные отзывы в сети могут буквально за несколько дней разрушить любой нечестный бизнес. Таковы реалии нашего времени.
Татьяна Бочарова, руководитель агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края:
– Сразу отмечу, что малый бизнес быстро адаптируется к изменившимся условиям. Это было очевидно особенно в самый разгар пандемии, когда начали активно развиваться сервисы доставки и электронные торговые площадки. Современная ситуация – очередной вызов для бизнеса. Одни предприниматели пока находятся в замешательстве и не понимают, как действовать дальше. Другие уже говорят, что текущая ситуация открывает новые возможности.
Безусловно, будут сложности. Тем не менее есть предприниматели, которые готовы развивать производство в случае, если у них будет понимание, какая конкретно продукция востребована на отечественном рынке, и при определенной поддержке со стороны государства. Поддержка планируется в виде льготных кредитных продуктов, административных и налоговых мер. В том числе мы понимаем, что нужно помогать заказчикам и поставщикам находить друг друга, формировать кооперационные связи и внутри края, и в других регионах страны.
Сейчас готовятся новые региональные меры поддержки для малого и среднего бизнеса. Наше агентство находится в тесном контакте с крупными деловыми объединениями предпринимателей. Мы аккумулируем их проблемы и предложения, пытаемся понять, с чем уже столкнулся бизнес, для того чтобы в итоге меры поддержки отвечали тем запросам бизнеса, которые есть сегодня.
Действительно, существуют опасения, что мерами по снижению административных барьеров могут воспользоваться недобросовестные предприниматели. Однако надо признать: бизнес испытывал на себе серьезное административное давление. Поэтому в текущей экономической ситуации правильным было решение ввести мораторий на плановые и внеплановые проверки бизнеса до конца 2022 года. Вместе с тем здесь важно соблюсти баланс между интересами предпринимателей и правами потребителей, которых как раз эти проверки и призваны защищать. Следует в том числе рассчитывать на добросовестность и личную ответственность наших предпринимателей. В условиях бурного развития социальных сетей информация о некачественной продукции или услугах мгновенно распространяется. И бизнес сегодня тоже понимает эти риски. Социальные сети действительно выполняют функцию эффективного общественного контроля.
Александр Лыткин, директор по развитию Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края:
– Перспективы импортозамещения нужно рассматривать в масштабе отраслей. Если говорить о промышленном производстве, то здесь есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, необходимость практически полного замещения импорта даст стимулирующий эффект для развития внутреннего производства, компетенций, развития науки, человеческого капитала. Но, с другой стороны, на это уйдет время, потому что решить задачу такой сложности одномоментно невозможно.
Я как бывший работник завода телевизоров прекрасно понимаю, что такое радиоэлектронная промышленность, что такое микроэлектроника. Есть чипы, которые поступали к нам исключительно из-за рубежа. Это не ширпотреб. Это высокие технологии, большой инвестиционный потенциал. Но решать эту проблему придется, если мы не хотим отстать от мирового развития.
Готовя сегодня научно-практическую конференцию «Цифровое производство в региональной экономике», мы связывались с федеральными структурами, в том числе и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, АНО «Цифровая экономика». Все они говорят о больших трудностях по «железу» и программному обеспечению. Но на то мы и великая страна, чтобы эти трудности преодолевать.
Нам нужно выстраивать систему внутренних инвестиций, чтобы не перегонять деньги на Запад. Крупным предприятиям необходимо устанавливать более прочные партнерские кооперационные связи с малым бизнесом. Необходимо пересматривать законодательство, создавая условия, когда малые предприятия не решают сиюминутные задачи корпораций, а работают на перспективу, планируя деятельность на долгий период. Это позволит МСП развиваться, привлекать научно-технические ресурсы.
Необходима «точечная» промышленная политика со стороны государства. Я думаю, нужен агрегатор всех процессов, которые происходят у нас в промышленности.
В советское время промышленное развитие было комплексным. Вокруг крупных предприятий создавалась сеть НИИ и учебных заведений, готовивших кадры. По всей технологической линейке создавались кооперационные связи. Я считаю, что сегодня необходимо в определенном смысле вернуться к плановости. Рыночные механизмы нужны, но у нас сегодня слишком мало ресурсов, и они должны быть сосредоточены на решении важнейших экономических задач страны. Особенно человеческие ресурсы. Поэтому роль государства в современных условиях выходит на первый план.
Что касается качества продукции и снижения государственного контроля, то я считаю, что доверие предпринимателю необходимо. Но, с другой стороны, мы должны понимать – риски есть. И есть отрасли, которым нужно особое внимание, поскольку они связаны с повышенной опасностью.
Поэтому идти в киоски и выяснять, что там хранится в подсобке, – наверное, не очень правильно. А вот там, где производство связано с ценой человеческой жизни, контроль необходим. Поэтому, я считаю, в массовом масштабе проверки проводить нельзя. Тем более недопустимо, когда на одном предприятии одновременно проходят сразу несколько проверок различных ведомств, что полностью парализует работу.
Сергей Петров, генеральный директор компании «Русский профиль» (Железногорск):
– Наша компания производит аксессуары для напольных покрытий – пороги и плинтус. Реализуем продукцию и внутри России, и на экспорт.
Если оценивать эффект западных санкций на нашей компании, то они не скажутся никак. Мы уже порядка 10 лет переводим свое оборудование и комплектующие на российские и китайские аналоги. Изначально часть оборудования у нас была европейского производства. Но из-за роста валютных курсов в течение всех этих 10 лет западное оборудование уже давно стало невыгодно приобретать.
Разумеется, с точки зрения экспорта все страны Евросоюза уже отпадают. Но хотелось бы отметить следующее. Еще задолго до этих санкций мы пытались продавать нашу продукцию в Германию. При этом она не уступает немецкой по качеству, но в два раза дешевле. Однако в переговорах с немецкими партнерами мы получили твердый ответ: с российскими компаниями они работать не будут. Будут покупать только свое, отечественное. Потому что поддерживают своих производителей.
К сожалению, наш, российский покупатель не хочет приобретать отечественные товары, а предпочитает импортные. Наверное, к этому нас приучили. А в Германии наоборот – в приоритете брать немецкое. Получается, что европейцы свои рынки поддерживают, а мы отдаем зарубежным производителям и везем все, что попало, из стран Евросоюза.
Это очень плохо и сейчас нам аукнется. Причем президент об этом говорил всегда. Но бизнес не хотел слушать. Проще было гнать сырье на Запад.
Что делать сейчас? В общем-то, не надо изобретать велосипед. Нужно посмотреть историю Южной Кореи: как они быстро добились своего экономического чуда. Нужно посмотреть историю роста Китая. Я достаточно хорошо это изучал.
В КНР, например, большие средства вкладываются в оснащение производства. Если посмотреть наше производство, то у нас мощности загружены на 100 %. А если брать китайские предприятия – это огромные цеха, огромное количество оборудования, но загружены они на 10 %.
Я спросил у китайского предпринимателя: «Почему? Это же неэффективно». А он мне объяснил, что такова политика партии. Направлена она на то, чтобы «вооружение» любого китайского предприятия в разы превышало текущие показатели сбыта. А делается это для того, чтобы в любой момент можно было нарастить производство. Как сейчас происходит у нас, когда из-за санкций мы должны кратно увеличивать объемы собственного производства, а мощностей для этого нет. Мы не завозили станки, технологии. А китайцы все это предугадывали. Завозили импортное оборудование, копировали, делали свое. То есть планомерно готовились к работе в условиях закрытой экономики.
Вообще, как оказалось, «адские» санкции не были неожиданностью ни для кого, кроме нас. Достаточно взглянуть на статистику вывоза сырья из России на примере Великобритании. За месяц до начала военной спецоперации на Украине они вывезли в три раза больше сырья, чем обычно. То есть они готовились, а мы нет. И это обидно.
Но в итоге, я считаю, у нас однозначно будет лучше. Просто надо извлекать из этого уроки.
Вообще, очень странно, что санкции вводит Запад, хотя, по идее, их должны вводить именно мы. Пример – наши аграрии. После введения наших контрсанкций в 2014 году мы видим мощное развитие аграрного производства. Наши аграрии стали выпускать продукцию не просто равноценную, но и превосходящую западную. Поэтому все запреты только оздоравливают российскую экономику. Мы выстоим, хотя эта оздоровительная операция будет не быстрой.
Теперь об опасениях, связанных с ростом производства некачественных товаров. Но опять-таки, если вспомнить историю Китая, то ведь они тоже выпускали сначала не самые лучшие товары. Вспомним, что мы получали из Китая в 90-е? Ширпотреб, одежду, дешевые пластиковые детские игрушки…
Но китайцы прошли эволюцию, научились производить качественные товары. А мы почему-то хотим всегда пренебречь эволюцией и двигаться какими-то семимильными шагами. Но ведь все начинается с малого и вырастает до большого методом проб и ошибок.
Мы тоже должны пройти эволюционный путь и можем сделать это достаточно легко, потому что можем быстро копировать западные технологии. И здесь мы тоже не изобретем ничего нового, поскольку тем же самым занимался в свое время Китай.
Думаю, в условиях экономической войны нам некого стесняться. Нужно копировать и покупать технологии, привлекать ведущих западных специалистов, пусть даже самыми невероятными зарплатами и условиями. И делать все это очень быстро.
Фото Олега Кузьмина и компании «Русский профиль»