В последнее время отношение родителей к тому, что их ребенок «употребляет», стремительно меняется. Раньше многие закрывали глаза на ситуацию: «чадо покуривает». Сейчас же большинство старается принимать неотложные меры. Причина таких «подвижек» и в том, какую работу проводят ответственные за это государственные органы, и в том, что сами наркотики стали представлять бóльшую опасность для жизни человека.
«Невидимые» наркоманы
Сейчас в крае чуть более четырех сотен несовершеннолетних, потребляющих «вещества», из них 63 человека уже больны наркоманией. Однако официальные данные – лишь видимая часть айсберга. Частью статистики становятся только те, кого привозят на скорой в больницы с острым отравлением (более 300 случаев за последний год). Либо те, кто совершает преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств (137 случаев за 2014-й). Все остальные наркоманы – невидимы для официальных органов. Даже повальное тестирование школьников на употребление запрещенных веществ вряд ли покажет картину как она есть: если ребенку нет 15 лет, согласие на такое обследование могут дать только его родители.
Почему родители не ведут детей лечиться в КНД? Для них постановка на учет – самое страшное, что может произойти. При этом в частные наркологические центры, работающие со взрослыми и не ставящие на учет, ребенка на лечение не возьмут – за этим пристально следит прокуратура. Вот и мечутся взрослые, пытаются пристроить чадо хоть куда-нибудь, лишь бы не попасть в статистику. Говорят, в последнее время участились случаи, когда отчаявшиеся папы упрашивают за любые деньги взять сына-наркомана в армию: мол, я не смог на него повлиять, так пусть армия тогда воспитает.
Влияние пресловутого «учета» на жизнь подростка не то чтобы преувеличено – скорее, с этой процедурой связано несколько мифов, которые неплохо было бы развенчать. Учет может быть разным: на один год, если прием наркотиков еще не стал болезнью, или на пять лет, если ребенок уже наркоман. И в том, и в другом случаях ограничения – временные. Все они снимаются, и никто никогда не узнает, что ваше чадо когда-то прошло через эту процедуру.
«Помогите, пожалуйста»
– Здравствуйте, мне нужна ваша помощь… У меня с сыном проблема – он курит что-то, «шоколадку», что ли, я у него нашел. Вчера все ручки в доме открутил, плинтусы ободрал. Я его сейчас в комнате закрыл – и вам звоню. Скажите, что делать? – в кабинете УФСКН по Красноярскому краю несколько человек внимательно слушают разговор по громкой связи – это наркоконтроль проводит «обзвон» организаций, список которых представили министерство здравоохранения, министерство социальной политики и министерство образования края. (Все организации указаны на сайте наркоконтроля) Главной задачей стала проверка доступности той помощи, которую должны оказывать несовершеннолетним в нашем крае.
Папой 15-летнего подростка представляется руководитель частного реабилитационного центра. Детали, которые он приводит во время телефонного разговора со специалистами, просто шокируют – за годы работы он и не такого наслушался.
Более чем за час сотрудники УФСКН обзвонили 14 организаций, оказывающих разную помощь: медицинскую, психологическую, реабилитационную.
Проблема, которую описал «родитель», была очень серьезной – требующей быстрого вмешательства. К чести всех подвергшихся внезапному испытанию нужно сказать, что «отец наркомана» фактически везде находил сочувствие. Но одним сочувствием проблему не решить.
Что показал эксперимент?
- В ачинском филиале Красноярского краевого наркологического диспансера № 1 произошла путаница с телефонами: вместо телефона регистратуры ответила бухгалтерия. Если вы живете в Ачинске, помощь можете найти по телефону 8 (391-51) 4-56-07. На прием нужно будет сразу прийти с ребенком.
- В канском филиале психоневрологического диспансера № 1 (тел. 8 (391-61) 3-20-91) отцу дали совет не бояться профилактического учета, успокоили и предложили привести сына на консультацию.
- В Большеулуйской ЦРБ (тел. 8 (391-59) 2-11-54), не имеющей подросткового кабинета, как в Канске и Ачинске, предложили записаться ко взрослому врачу-наркологу. После просьбы отца соединили с наркологом, который дал совет провести предварительный анализ на нахождение наркотиков в моче (тест можно приобрести в аптеке) и срочно приходить на прием.
- В Норильске (Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 5, тел. 8 (3919) 22-55-47) предложили записаться к подростковому врачу-наркологу и даже прийти сначала на прием без ребенка – для предварительной консультации.
- В Лесосибирске (Красноярский краевой наркологический диспансер № 1, тел. 8 (39145) 4-21-55) предложили предварительно сдать анализ мочи на употребление наркотиков (400 рублей) и прийти (с ребенком) на прием к детскому наркологу.
- В Мотыгинской районной больнице (тел. 8 (391-41) 2-26-71) сказали перезвонить заведующему хирургическим отделением – «посоветоваться».
- В Назаровской районной больнице (тел. 8 (391-55) 5-23-02) предложили позвонить в детскую поликлинику или заместителю главного врача по детству, который курирует работу детского нарколога.
- В филиал Красноярского краевого психоневрологического диспансера № 1 в Минусинске (тел. 8 (391-32) 2-17-29) и Дивногорскую городскую больницу (тел. 8 (391-44) 6-72-46) дозвониться во время эксперимента не удалось.
Следующий этап проверки затронул учреждения, занимающиеся реабилитацией и психологической поддержкой несовершеннолетних.
- В КГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Канский» (тел. 8 (391-61) 3-59-84) отцу предложили подъехать без ребенка, чтобы пообщаться и совместно начать психотерапию по программе «12 шагов». В КГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», г. Красноярск (тел. 227-68-34), к такому вопросу вообще не были готовы: секретарь взяла тайм-аут, чтобы посоветоваться с психологом, может ли он работать с такой проблемой – обещала перезвонить.
- В МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции № 6», г. Красноярск (тел. 8 (391) 225-06-54) предложили позвонить по телефону доверия и в центр медико-социальной помощи подросткам и молодежи. Нарколога в центре нет, а запись к психологу еще не была открыта. Телефон доверия оказался неактуальным.
- В КГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ачинский» (тел. 8 (391-51) 2-53-20) и КГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Зеленогорский» (тел. 8 (391-69) 4-35-61) за время эксперимента дозвониться не удалось.
– Для нас было важно понять, насколько доступна помощь, – объясняет Ирина Скуднова, главный специалист – эксперт отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН России по Красноярскому краю. – Вот, как мы выяснили, в наркологическом диспансере в Ачинске в качестве контактного телефона указан телефон бухгалтерии. И человек, сидящий по этому телефону, ничего сказать не может – нужно было пройти через трех других, чтобы хоть какой-то ответ получить. А ведь звонит родитель, для которого лечебное учреждение – последняя надежда. Очень важно, чтобы у него была исчерпывающая информация о том, куда он может обратиться и что ему делать, если ребенок, например, отказывается идти к врачу.
Проверка показала: к таким обращениям готовы те, кто находится на первой линии фронта – лечебные учреждения. И то здесь не всегда могут подсказать, что делать, если подросток не хочет идти к врачу. А это, как показывает практика, весьма распространенное явление.
В социальных же учреждениях иногда вообще не готовы к таким вопросам от родителей – не имеют четких алгоритмов действия, не всегда могут предоставить актуальные номера телефонов. Однако при этом все относятся к родителям с пониманием, по-человечески тепло. Но подростковая наркомания как общая проблема, касающаяся каждого, требует не только участливого внимания. Необходимо сплочение всех организаций, работающих с этой категорией детей. И главная ответственность все так же лежит на родителях: организаций, оказывающих помощь подросткам, в крае достаточно – нужно не отсиживаться со своей проблемой дома, а идти к специалистам.
- УФСКН по краю призывает к диалогу и предлагает делиться своими историями получения помощи в подобной ситуации.