Национальный состав населения нашего края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием. Таков результат сложных этнокультурных, демографических и политических процессов, которые происходили здесь.
Мы – сибиряки!
До прихода русских в Приенисейской Сибири жили преимущественно тюркоязычные и в меньшей степени самодийско- и кетоязычные племена. В конце XVI – начале XVII века в составе первых казачьих отрядов енисейские земли осваивали выходцы из Украины, Польши, Литвы, Поволжья. К началу XVIII века местные коренные народы по численности уже уступали пришлому русскому населению.
В XIX веке национальное представительство Енисейской губернии расширялось за счет ссыльнопоселенцев: поляков, немцев, евреев, народов Балтии. Для лютеран (эстонцы, латыши, финны) в Минусинском уезде были созданы специальные поселения. Параллельно развивалась крестьянская миграция, особенно в пореформенный период. Среди переселенцев оказалось много украинцев, татар, мордвы.
Со строительством Транссибирской железной дороги и началом столыпинской аграрной реформы в Енисейскую губернию хлынул огромный поток переселенцев, в том числе много белорусов, поляков, эстонцев, чувашей, латышей и латгальцев. С началом Первой мировой войны в Сибири оказалось большое количество беженцев из прифронтовых территорий России (Украина, Белоруссия, Балтия), а также представителей европейских народов из числа военнопленных Германии и Австро-Венгрии, многие из которых приняли участие в Гражданской войне. К 1926 году нерусское население Красноярского края насчитывало 185 тыс. человек, из них только треть (62 тыс.) приходилась на автохтонные* народы. К этому времени в регионе без учета Туруханского края существовало более 3,6 тыс. национальных селений: хакасских, украинских, чувашских, мордовских, белорусских… Жесткие политические события 1930–1940-х годов существенно перекроили этническую карту Красноярского края. Ссылка и депортация, первоначально по социальному, а затем и национальному признакам, привели к появлению в регионе десятков тысяч поляков, немцев, калмыков, латышей, эстонцев, литовцев, греков, финнов-ингерманландцев, болгар и других народов. В 1953 году в крае насчитывалось свыше 140 тыс. спецпоселенцев из числа нерусских народов.
В 1970–1980-е годы в регионе ведется строительство гигантов социалистической индустрии, молодежь со всей страны едет в Сибирь по комсомольским путевкам. Появляются крупные диаспоры таджиков, киргизов, осетин, чеченцев, ингушей, молдаван, народов Дагестана (лезгин, аварцев, кумыков, даргинцев).
В целом на протяжении всего ХХ века удельный вес нерусского населения в Красноярском крае оставался достаточно стабильным – на уровне 13,5 %. Сегодня – вдвое меньше, около 7 %.
Сибирь и наш край славятся тем, что люди, переехавшие сюда на ПМЖ из других мест, в течение пары десятков лет становятся сибиряками не только по паспорту, но и по духу: они перенимают местные традиции, культуру, язык, особенности характера и кулинарные привычки, при этом сохраняя свои. Тем и интересна Сибирь – здесь свободно чувствуют себя люди всех национальностей, которые хорошо ладят и отлично понимают друг друга. Межнациональные браки в нашем крае – такое же привычное явление, как малосольный туруханский омуль или брусника на столе сибиряков, независимо от их этнического происхождения.
Что говорит перепись?
Главный (и единственно достоверный) источник сведений о национальном составе страны и края – это данные Всероссийской переписи населения. Последняя проводилась в 2020 году. Окончательные ее результаты появились в прошлом году.
Согласно переписи, в крае проживают представители 155 национальностей.
В итоговой таблице переписи на сайте Росстата они расположены в алфавитном порядке. На первом месте – абазины (их в крае аж 20 человек). На последнем – японцы (12 человек). Есть в списке много редких национальностей. Например, эскимосы (4 человека), цахуры (19), удины (11), кубинцы (7), караимы (3), памирцы (8 человек) и др.
Самая большая часть населения – русские. Их доля составляет 93,6 % от числа лиц, указавших свою национальную принадлежность при проведении переписи.
Народы Красноярского края
Пять самых известных национальных сел и деревень Красноярского края
• Верхний Суэтук
Село Верхний Суэтук Каратузского района, основанное в середине XIX века, – это настоящая сибирская Эстония. Здесь не забывают свои корни: работает национальная школа, восстановлена кирха. И хотя с каждым годом население села уменьшается, в Суэтуке все еще делают кровяную колбасу, ходят в тапочках-серках, отмечают Янов день и говорят по-эстонски.
• Нижняя Буланка
Эта деревня тоже находится в Каратузском районе. Живут здесь латыши. Селиться в этих местах они начали в 1858 году. В Сибирь их влекла плодородная земля, на которой трудолюбивые латыши быстро обжились.
В 1990-х они начали массово уезжать на родину. Сегодня в деревне, насчитывающей когда-то 1 196 жителей, живет меньше 80 человек.
• Николаевка
Николаевок в России много, но наша находится в Краснотуранском районе. Здесь живут этнические немцы. Село основано в 1907 году, когда сюда прибыли пять немецких семей с Волги. Фаусты, Эйферты, Левандовские и две семьи Дер быстро прижились на новом месте, и скоро в село поехали новые колонисты.
В 1990-х многие уехали на историческую родину, но некоторые соотечественники Гегеля живут здесь до сих пор, говорят на родном языке и чтут национальные традиции.
• Чемурай
Деревня входит в состав Орловского сельсовета Дзержинского района. Была основана в 1930-х годах переселенцами из Удмуртии. Их потомки живут здесь до сих пор и давно стали сибиряками.
• Казанка
Вместе с селом Верх-Казанка входит в состав Верх-Казанского сельсовета. Здесь живут преимущественно татары. Деревня Казанка была основана в 1908 году татарами-переселенцами из Поволжья. В обеих деревнях работают мечети, одна из них старинная. Жители берегут национальные традиции и язык.
* Автохтонные – местные, коренные по происхождению