История края пишется людьми, которые жили и живут на этой земле. К очередной круглой дате со дня образования нашего региона представляется галерея лиц: политики, ученые, писатели, художники… Не меньшую, пусть и не столь очевидную, роль в нашей общей истории играют и многие другие личности. Если бы не их напряженный, самоотверженный и творческий труд, все у нас могло бы сложиться иначе.
Любовь Наумовна Шапиро. Недавно ей исполнилось сто лет. Необычайно радостно обходиться здесь без грустной, но естественной для такой внушительной цифры сослагательной частицы. Свое столетие Любовь Наумовна встретила в добром (особенно для такого солидного возраста) здравии и ясном рассудке. Как тут не воскликнуть: дай бог каждому!
Из леса на рельсы
Любовь Наумовна родилась в Красноярске 14 марта (1 марта – по ст. стилю) 1913 года в семье медицинских работников.
Вообще, род Шапиро очень интересный. Евреи, давно обосновавшиеся в Енисейской губернии, в XIX веке они в числе первых здесь освоили ремесло фотографов. Многие их снимки сохранились и сейчас находятся в Литературном музее.
Жизнь Любови Шапиро нельзя назвать легкой – работа, работа, работа. Оставалось время и для семьи, конечно, но такая поразительная и разносторонняя трудоспособность впечатляет не меньше ее долголетия.
Работа была самая разная – инженерная, техническая, научная, педагогическая, общественная.
В 1930 году Любовь оканчивает девять классов школы при Институте народного образования. Вместе с аттестатом зрелости ей выдали удостоверение учителя начальных классов и распределили в село Атаманово работать хранительницей избы-читальни. Любовь Наумовна вспоминает, что бытовые условия были хуже некуда. Результат – тяжелая простуда, возвращение в Красноярск, несколько месяцев в больнице.
Хотелось продолжать образование. Очень кстати в 1931 году в Красноярске открылся первый вуз – Лесотехнический институт. Туда и поступила наша героиня на специальность инженера-лесохимика.
Доучиваться, правда, пришлось на Урале – в 1934 году по институту прокатилась репрессивная волна, и преподавать стало просто некому – обычное дело в то время.
Тогда работы по специальности в Красноярске не нашлось, а переезжать было нельзя. К тому моменту Любовь Наумовна уже была замужем и растила двоих детей.
Устроилась она преподавательницей химии в медицинский техникум. А в 1940 году по объявлению в газете пришла на железную дорогу.
Отличный паровозник
На новом месте Любови Наумовне предстояло с нуля создатьхимико-техническую лабораторию. В то время стоял вопрос сохранения паровозного парка, рационализации, экономии топлива.
Как вспоминает Любовь Наумовна, было очень интересно: начальник дорожной технической лаборатории не ограничен в проявлении инициативы. В годы войны творческий подход, научная смекалка и смелость очень пригодились.
Котлы паровозов в то время нужно было обрабатывать изнутри специальными химикатами для очистки воды. Производили их в Белоруссии, которая была оккупирована врагом в самом начале войны.
Любовь Наумовна сумела провести уникальную работу по замене типового антинакипина, получив его из местного сырья. Тогда значение этого аналога было огромным. По рельсам в Красноярск эвакуировались промышленные мощности (чья продукция, в свою очередь, шла на фронт паровозами), госпитали, учебные заведения. На паровозах сюда везли раненых.
До самой Победы Министерство путей сообщения было военизированным ведомством. Любови Наумовне было присвоено воинское звание «инженер-майор тяги». Среди наград не только известные медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и «За трудовое отличие», но и такие наградные знаки, как «Отличный паровозник» и «Ударник Сталинского призыва». Погоны и гимнастерка Любови Шапиро сегодня – экспонаты Музея истории Красноярской железной дороги. На которой наша героиня проработала до 1959 года.
Трудиться Любовь Наумовна продолжала до 1991 года, до 78 лет.
После ухода с железной дороги она вернулась «в лес», в свою основную профессию.
Век жизни
К 1980 году Любовь Наумовна Шапиро стала считаться полноправным старожилом Красноярска. Она охотно отозвалась на приглашение поработать на общественных началах с научными сотрудниками Красноярского краеведческого музея.
В то время появилось больше свободного времени, и Любовь Наумовна находит (чуть ли не впервые в жизни) для себя хобби – художественная вышивка…
В 90-е, после выхода на пенсию, жить нашей героине стало одиноко – муж скончался. Дети были в других городах. В 82 года она покидает Красноярск. Вначале переезжает к дочери в Петербург, а потом – к сестрам в Израиль, где и живет по сей день в городе Хадера.
Наша героиня кажется живым доказательством утверждения, что жизнь существует только в движении.