За годы работы в журналистике я объездил практически весь край и хорошо помню, в каком состоянии были дороги еще совсем недавно. Сейчас же не только федеральные, но и региональные, местные – просто загляденье. Даже дальнобойщики, повидавшие многое в процессе своей работы, – и те очень хорошо отзываются о краевых дорогах. Вот и нынешняя поездка в Балахтинский район порадовала ухоженной и гладкой, словно зеркало, федеральной трассой, окошенными обочинами и всей необходимой знаковой информацией. Добавил позитива и вид бескрайних обработанных пшеничных полей – в последние годы в стране возродились не только дорожная отрасль, но и сельское хозяйство, и многое, многое другое.
Кто за этого парня?
– Любая трасса требует самого пристального внимания, – говорит генеральный директор Балахтинского ДРСУ Александр Сиротинин. – Вот почему нас, дорожников, можно встретить на дороге практически в любое время суток. От рассвета до заката, зимой и летом, в жару, ненастье и снег, порой не зная выходных и праздников, грейдируем, чистим, проводим подсыпку – или выполняем полный комплекс работ, связанных с содержанием. Такое отношение к работе требует полной самоотдачи.
Не зря же Петр Алексеевич Старовойтов, стоявший у истоков отрасли в крае, любил повторять: «Дорожник – это не профессия, это национальность».
Александр Филиппович знает, что говорит, – вот уже 46 лет трудится он на дорогах своего родного Балахтинского района. Начинал мастером сразу после школы – решил пойти по стопам своего отца, Филиппа Никитича, возглавлявшего в Балахте производственно-дорожный участок.
В 1977 году, когда отец нынешнего директора Балахтинского ДРСУ вышел на пенсию, Александр Филиппович пришел в отрасль – чтобы остаться в ней на всю жизнь.
Первым начальником Александра Филипповича был Иннокентий Федотович Курасов – еще одна легенда дорожной отрасли. Сегодня всем, кто работает в ДРСУ, напоминает памятная доска, установленная на стене управления.
Через три года, в 1980-м, Александр Филиппович получил свой первый диплом – об окончании Красноярского автотранспортного техникума по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог». В 1987 году стал прорабом ПДУ-2406.
– В то время у нас Балахте было две дорожных организации – ДСУ-6, строившее опорную сеть, и ПДУ, которое ее обслуживало. ПДУ входило в состав Дивногорского ДРСУ – им руководил Сергей Филиппович Зяблов, человек, оставивший свой заметный след в дорожной истории края. И вот в 89-м году было принято решение объединить наше ПДУ-2406 с ДСУ. Помню, как первый секретарь райкома партии предложил мне возглавить новую организацию. Тогда уже Горбачев был, перестройка, время, когда все менялось. Еще мода была такая – руководителей не назначать, а выбирать. Первый секретарь пришел к нам на собрание и спросил у людей: «Кто за этого парня?» Все подняли руки…
Однако, вспоминает Сиротинин, начальник Красавтодора Петр Алексеевич Старовойтов этим выбором коллектива остался недоволен – с ним не согласовали!
– Помню, сижу я на совещании, и Петр Алексеевич мне выволочку устраивает. Хотел было возразить ему, но Сергей Зяблов меня за рукав тронул и шепнул: «Сиди. Терпение». Это был один из тех уроков Сергея Филипповича, которые я запомнил на всю жизнь. Он многому меня научил, очень талантливый руководитель.
Справедливости ради следует заметить, что не только Сергей Филиппович многому научил нашего героя. Все, с кем сводила его судьба за десятилетия трудовой деятельности, оставили свой след в его сердце и душе, стали за эти годы не только коллегами, но и друзьями: Петр Алексеевич Старовойтов, Василий Трофимович Архипенко, Борис Михайлович Лишневский, Юрий Архипович Ястремский, Алексей Григорьевич Мирич, Юрий Георгиевич Есин, Вера Александровна Томилова, Александр Георгиевич Анашкин, безвременно ушедший из жизни почетный дорожник России, директор Новоселовского ДРСУ, много сделавший для своего района. На краевом уровне было принято решение увековечить память о нем, назвав его именем паром Новоселово, соединяющий берега Красноярского водохранилища.
Век живи – век учись
Практически вся трудовая биография Сиротинина связана с Балахтинским ДРСУ. Исключение составили лишь три года – с 1999-го по 2002-й, когда он был переведен в Красноярск – директором головного предприятия дорожной отрасли края ГПП «Красавтодор». Это было время взаимозачетов. С одной стороны, конечно, интересное, а вот с другой… Взаимозачеты существовали по всей стране, не только у дорожников. Чем только склады тогда у них не были забиты! Вместо денег за работу они получали товары, которые потом распределяли по предприятиям. Заказчики же так и норовили к каждому взаимозачету какой-нибудь неликвид «прицепить». Людям живые деньги нужны, детей кормить, в школу собирать – а они духи отгружают!
В той же Балахте даже специально магазин для реализации подобных товаров имелся – вырученные с продажи средства шли на зарплату сотрудникам и закупку материалов и ГСМ. Все пытались заработать, как только могли. Кто-то из дорожников открывал свой колбасный цех, кто-то заготавливал лес, а балахтинцы открыли стоматологический кабинет, парикмахерскую, начали сеять хлеб, для чего пришлось закупить комбайны. Именно в то время появилась в ДРСУ и своя столовая, которая работает и по сей день.
– Когда я пришел в Автодор, то там все было забито неликвидами, которые дорожникам и даром не нужны, – продолжает свой рассказ Александр Филиппович. – Надо было ситуацию расшивать, чем я и занялся. Сложно было, но я не жалею об этом времени – такую школу прошел, общение, взаимодействие с контролирующими органами и ветвями власти. Мало где такому еще научишься.
И еще несколько слов об учебе. В 2000 году Александр Филиппович получил уже второй диплом – на сей раз о высшем образовании. Окончил Красноярскую государственную архитектурно-строительную академию (сейчас она входит в состав СФУ) по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», квалификация – инженер-строитель. Впрочем, можно смело сказать, что Сиротинин до сих пор продолжает учиться – этого требуют не только современные технологии и материалы, но и ужесточившиеся требования к качеству строительства и содержания автодорог.
– Все время приходится узнавать что-то новое. Причем не только мне. Несмотря на то что у нас ИТР почти все с высшим образованием, они то и дело посещают какие-то курсы, начиная от бухгалтеров и заканчивая линейным персоналом по содержанию и ремонту. Когда приходит новая техника, особенно импортная, то ее уже просто так на месте не отремонтируешь. Вот наши дорожники постоянно и учатся. И я вместе с ними.
Коллектив Балахтинского ДРСУ – один из самых молодых в крае. И это неудивительно. Каждый год предприятие направляет на учебу в Сибирский федеральный университет абитуриентов, оплачивая их учебу. Очень часто это оказываются дети дорожников – вот почему в организации сложились дорожные династии: Кожура, Шаблович, Ореховых и другие.
С заботой о ветеранах
В 2002 году Александр Филиппович вернулся из Красноярска в Балахту. И вот уже более двух десятков лет вновь работает генеральным директором предприятия.
– У нас проходят ежедневные планерки – в семь-пятнадцать. Чтобы не опоздать, я встаю в пять часов, и так каждый день вот уже сорок шесть лет, – говорит Александр Филиппович.
За годы работы Сиротинина в Балахтинском ДРСУ предприятие кардинально изменилось. Здесь появились новое административное здание, новые гаражи и боксы, современная лаборатория, регулярно обновляется технический парк предприятия.
Из тех, с кем начинал Сиротинин, остался работать только один человек – водитель Сергей Владимирович Киприн. До сих пор на трале работает, любого молодого за пояс заткнет.
Одно из самых значимых приобретений последних лет – современный АБЗ, который может выпускать широкую линейку асфальтобетонных смесей.
В 2011 году у предприятия появились собственные филиалы – Новоселовский, Ужурский и Шарыповский, которые сегодня возглавляют грамотные и перспективные руководители. Новоселово – Александр Павлович Плясунов, Ужур – Андрей Александрович Козлов, Шарыпово – Юрий Владимирович Саулов.
В общей сложности сегодня в Балахтинском ДРСУ трудятся почти четыре сотни человек. Такой большой коллектив требует соответствующей социальной работы. Разумеется, здесь имеется профсоюз, действует коллективный договор.
– Наш Александр Филиппович – уважаемый коллективом руководитель, – считает старший прораб Балахтинского ДРСУ Алексей Андреевич Фуражкин. – Он всегда поддержит – словом и делом, добрым советом. И все держит под контролем. Всегда говорит: если что не получается – сразу ко мне в кабинет, будем вместе думать…
С мнением о своем директоре согласен и грейдерист Александр Владимирович Данигер, 17 лет жизни посвятивший работе в ДРСУ:
– Не жалею, что здесь работаю. Тем более что у нас такой внимательный, справедливый директор. Всегда подойдет, поинтересуется, как у нас дела, все ли в порядке. Нравится мне здесь, да и платят нормально, не жалуюсь.
Особое внимание на предприятии уделяется здоровью людей и спорту. На всех проводимых в отрасли дорожных спартакиадах ДРСУ неизменно оказывается в числе призеров.
Многие годы Александр Филиппович принимал на земле Балахтинской спартакиады дорожников. Являлся инициатором проведения волейбольных турниров на приз почетного дорожника РСФСР Василия Трофимовича Архипенко.
Ежегодно дорожники с семьями имеют возможность поправить здоровье и отдохнуть в благоустроенном доме на базе отдыха «Красноярский дорожник» на озере Шира. Там же, на озере Шира, каждый год отдыхают и ветераны предприятия, которых генеральный директор Балахтинского ДРСУ старается окружить теплом и заботой.
– Я как к своим родителям относился, так сейчас отношусь к пенсионерам. Если ко мне обратятся с просьбой – всегда стараюсь помочь. Допустим, машина нужна – в Красноярск в больницу съездить, жилье подремонтировать или ворота покосившиеся подправить… А что уж говорить про праздники – Новый год, День пожилого человека, День дорожника. Помню, в первые годы моей работы у нас много ветеранов-фронтовиков было. Сколько мы песен с ними перепели на 9 Мая… Не так давно вдова Иннокентия Федотовича Курасова обратилась, попросила асфальт у дома положить. Ну как я ей откажу, как скажу – не положено?..
Балахтинское ДРСУ выполняет весь комплекс работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в Балахтинском, Емельяновском, Козульском, Новоселовском, Ужурском, Шарыповском, Назаровском районах края – 1 504 км:
- зимних автомобильных дорог в Балахтинском районе – 73 км;
- подъезд к садовым обществам в Козульском районе – 0,83 км;
- ледовая переправа в Новоселовском районе – 5 км.
Две паромные переправы:
- КГКУ «КрУДор» на автомобильной дороге Новоселово – Пристань;
- администрация Новоселовского района, паром «Александр Анашкин», маршрут Новоселово – Улазы.
Содержание двух метеорологических станций, находящихся в Балахтинском и Ужурском районах.
В 2023 году произведен ремонт участков автомобильных дорог:
- Шарыпово – Назарово, Шарыповский район;
- Шарыпово – Ужур – Балахта, Ужурский район.
Завершается ремонт участков на автомобильных дорогах:
- Ачинск – Ужур – Троицкое;
- Енисей – Шира, Новоселовский район;
- Парная – Малое озеро, Парная – Сартачуль, Шарыповский район.
Содержание УДС в Балахтинском, Новоселовском, Шарыповском, Ужурском районах.
Выполняется ремонт УДС в Балахтинском, Новоселовском, Шарыповском, Ужурском районах.
Грамота от президента
Народная мудрость гласит: как ты относишься к людям, так и люди будут относиться к тебе. Неудивительно, что с таким подходом к работе, к своим коллегам и ветеранам Александр Филиппович Сиротинин был неоднократно отмечен всевозможными наградами, в том числе медалью Л. А. Яковлева, нагрудным знаком «Почетный дорожник Росавтодора», знаками отличия «За трудовые заслуги», почетными грамотами Министерства транспорта Российской Федерации, губернатора Красноярского края, краевого Законодательного собрания, Красноярского краевого управления автомобильных дорог. В 2014 году Александру Филипповичу Сиротинину было присвоено звание «Почетный дорожник России».
Высокого мнения о коллеге руководитель управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Андрей Вячеславович Журавлев:
С Александром Филипповичем я работал в течение всей своей трудовой деятельности, начинал, будучи инженером отдела ремонта автомобильных дорог, и до сегодняшнего дня, являясь руководителем управления. Уникальность этого человека прежде всего заключается в отношении к людям, умении найти подход к каждому и выстроить на вверенном ему предприятии рабочую, здоровую атмосферу. Если по-простому, с ним очень комфортно работать. Он большой профессионал и настоящий дорожник!
Любят и ценят Александра Филипповича в своем родном районе.
У нас отличные дорожники. Благодаря им мы практически не знаем бед с дорогами – они хорошо содержатся, каждый год ремонтируются, вовремя чистятся. Что касается Александра Филипповича, то с ним я сотрудничаю с 2005 года. Он много лет является депутатом райсовета, возглавляет постоянную комиссию по вопросам жизнеобеспечения, – говорит Виктор Алексеевич Аниканов, глава Балахтинского района.
– Предприятие, которым он руководит, постоянно оказывает помощь нашему району. Так, в прошлом году ДРСУ выделило районной больнице миллион рублей на приобретение современного аппарата ИВЛ и кроватей. Помогает он и школам, и администрациям сельских поселений. Сейчас дорожники активно собирают гуманитарную помощь нашим бойцам в зону СВО. Я считаю, что нашему району повезло, что у нас есть такой руководитель. Я уже точно и не скажу, сколько лет мы с ним знакомы. Не один десяток – это точно. В чем я совершенно уверен – он мудрый руководитель и грамотный специалист-дорожник, с которым всегда можно посоветоваться, обсудить рабочие вопросы. Между нашими предприятиями даже негласное соревнование идет, по типу социалистических: кто первым применит ту или иную технологию, кто новую смесь опробует… И чужим успехам мы всегда радуемся так же, как и своим. Потому что мало быть просто хорошим директором – надо еще быть хорошим человеком. Таким, как Александр Филиппович.
Сиротинин Александр Филиппович – это легендарный руководитель одного из крупнейших предприятий дорожной отрасли, – считает Николай Васильевич Димитров, председатель Ассоциации организаций, осуществляющих дорожную деятельность, «Дорожники Красноярья».
– Обслуживая автомобильные дороги в четырех крупных районах Красноярского края – Балахтинском, Новоселовском, Ужурском и Шарыповском, Балахтинское ДРСУ использует современные материалы, старается не отставать от передовых технологий. По значимости в истории края имя Александра Филипповича Сиротинина стоит наряду с такими именами, как Владимир Степанович Рожкин и Петр Алексеевич Старовойтов. Когда у меня возникают сложные вопросы, я всегда обращаюсь к Александру Филипповичу. У каждого руководителя обязательным условием успеха является умная и все понимающая жена. Елена Евгеньевна не только создавала условия для работы мужа-руководителя, но и воспитала сына, также окончившего дорожно-строительный факультет СФУ, затем экономический факультет. Сейчас Елена Евгеньевна занимается внуками.
Николай Васильевич не зря вспомнил о семье нашего главного героя. Ведь семья – это всегда опора, начало всех начал и надежный тыл, и в том, что 6 сентября Александр Филиппович был награжден Почетной грамотой президента РФ Владимира Владимировича Путина за трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу, есть, несомненно, заслуга и его супруги.
То, что Александр Филиппович отмечен главой государства, совершенно закономерно, так как он практически всю свою жизнь отдал отрасли, – говорит депутат Законодательного собрания края IV созыва по Курагинской региональной группе Сергей Филиппович Зяблов. – Я очень рад за него. Заслужил. Отличный человек, преданный дорожной отрасли. Здоровья ему, счастья, благополучия.
Уверен, к этим словам поздравления присоединятся и все дорожники Красноярского края.
Фото: Александр Черных, Александр Черняк