– А теперь взяли флейты и начинаем играть «Как под горкой, под горой»… На репетиции этого оркестра в ГорДК на Свободном почти каждый из маленьких участников, услышав мелодию, пытается подобрать ритм на своем музыкальном инструменте… Глядя на их улыбки, раскрепощенность, легко забыть, что творческий коллектив – не совсем обычный. Он почти полностью состоит из детей с синдромом Дауна.
Особый подход
Раньше их привычно списывали в «необучаемые». Сейчас ситуация постепенно меняется. Анна, одна из присутствующих мам, пришла в ДК с шестилетним Добрыней – у мальчика нестандартный набор хромосом. Анна и стала инициатором создания необычного оркестра. Около года назад попросила музыкального руководителя детского сада позаниматься с ее сыном.
– Ему очень нравится музыка, – рассказывает Анна. – Я уверена, что Добрыня и говорить-то научился благодаря тому, что постоянно слушал песенки. Сейчас мы дополнительно ходим на вокал, учимся играть на флейте. А оркестр – это не только занятия музыкой, здесь нужно и другого слушать, и учиться совместному взаимодействию – как быть вместе со всеми и в то же время держать свою линию. Здесь учитывают особенности этих детей: они более медлительны, быстро устают, им необходимо большее число повторений. На обычных занятиях ребенок «выпадает» из процесса, чувствует себя в отстающих.
Не все педагоги готовы брать детей, имеющих серьезный диагноз. Руководитель оркестра Татьяна Землянская начала работать с необычными детьми недавно, и сначала ее многое смущало. Вместе с Анной они узнали о виолончелисте из Новосибирска Алексее Бороздине, который еще в 90-х годах брал «тяжелых» детей, поехали к нему за опытом.
После обучения стало понятно, что занятия должны отличаться от обычных.
– У этих детей проблемы с мелкой моторикой, – рассказывает Татьяна Землянская, – значит, обязательно нужны пальчиковые игры – одновременно это улучшает речь. У детей с синдромом Дауна пальчики совершенно не гибкие, а на клавишных каждый из них поднимается отдельно, им это сложно. Не очень хорошо у них и с крупной моторикой, поэтому нужно обязательно двигаться под музыку. Индивидуально мы играем на синтезаторе, флейте, металлофонах и ксилофонах.
Искусство – для всех
Организаторы оркестра ориентируются на опыт голландцев – их всемирно известному, ставшему своеобразным брендом страны оркестру уже более полувека. Есть подобный коллектив и у москвичей. Получил известность российский Театр простодушных, образованный в 2000 году. Его актеры – также люди с синдромом Дауна.
И это не кружки по интересам, а совершенно полноценные творческие объединения со своим репертуаром. Они репетируют, их приглашают на гастроли. Преломление художественного образа через призму отдельной личности – со своим внутренним, порой скрытым даже от близких людей миром – дает возможность иного восприятия творческого произведения. Это новый, особый опыт и для самих участников, и для зрителей, и для родителей, которые вдруг с изумлением видят, что их дети – не только мишень для косых взглядов, но и объект восхищения.
Да и кто мы, наконец, такие, чтобы решать – кому можно и нужно заниматься музыкой, а кому – никогда и ни при каких условиях? Речь идет о человеке, чье восприятие мира отличается от нашего, но это не означает, что оно неправильное и не имеющее права на существование. Великолепные по эмоциональной силе своего воздействия, по степени внутреннего преображения души произведения Чайковского, Штрауса, Грига – достояние всего человечества, а не отдельной, его «элитной» части. Большинство особых детей – как, кстати, и обычных – не смогут достичь на занятиях высоких результатов. Но и те, и другие ощутят благотворное влияние музыки в разных сферах своей жизни.
Руководитель оркестра призналась: вначале не надеялась на какие-то особые результаты: у большинства ее учеников – не один диагноз в медицинской карте. Но теперь понимает, что ошибалась. К примеру, у ее ученика Миши трудности с мелкой моторикой рук, но благодаря постоянной работе он сейчас успешно играет соло на свирели и синтезаторе. Другая ученица, Влада, играет на синтезаторе второй год – гаммы, небольшие пьесы. Пока только тремя пальчиками, с трудом безымянными и почти не может задействовать мизинцы. По словам мамы, у ребенка улучшилась моторика, как следствие – почерк стал лучше, заметны улучшения в речи.
– Когда появилась возможность заниматься в оркестре, мы ни минуты не раздумывали, – говорит она. – Для особенных детей это еще и лечение, возможность преодолевать себя и, конечно же, общение с новыми людьми.
Приятно видеть преображение маленького человечка. Но Татьяне Землянской хочется, чтобы в ее оркестр пришли подростки и люди более старшего возраста. Такие занятия стали бы для них возможностью покинуть пределы того маленького, тесного мирка, в который их загнала болезнь.
Сейчас в оркестре немногим более двух десятков человек. В ближайшее время они планируют принять участие в отчетном концерте, а потом – в детском карнавале.
Обязательная врезка
Людей с ментальными особенностями приглашают в подростковую и старшую группы для обучения игре на инструментах. Занятия бесплатные, проходят по адресу: ГорДК, пр. Свободный, 48. Телефон 8 (391) 244-84-08.
КОММЕНТАРИЙ
Мария Холина
начальник отдела специального образования министерства образования Красноярского края
– В учреждениях допобразования края обучается 1 756 особенных детей. Еще для 5 930 детей с нарушениями слуха, зрения и другими особенностями здоровья организованы дополнительные занятия в бывших коррекционных школах. Пусть медленно, но мы стараемся обеспечить эти учреждения специальной инфраструктурой – с 2016 года они также вошли в госпрограмму «Доступная среда».
Родителям нужно обращаться в управления образования по месту жительства или же искать соответствующую информацию на сайтах учреждений: можно обратиться в музыкальную или школу искусств. Возможны и дополнительные занятия в обычных школах. Конечно, есть ограничения, связанные с заболеванием, – к примеру, для кого-то будут недоступны занятия на фортепиано. В любом случае родителям не имеют права отказывать без каких-то веских причин. Мы сейчас говорим о процессе инклюзии, когда педагоги должны уметь выстроить учебный процесс таким образом, чтобы были задействованы и дети с нарушениями здоровья. У таких детей есть заключение ПМПК, где даются рекомендации по образовательной программе: в большинстве из них прописывается необходимость организации дополнительного образования для успешной социализации. Соответствующие условия должны быть предоставлены. Если возникают сложности с педагогом, родители могут обратиться к руководству учреждения. Если на этом уровне помочь не смогли – обращаться в управление образования и уже потом – в министерство. Да, у кого-то из преподавателей нет навыков работы с такими детьми, и им легче отказать, нежели научиться работать. Но в институте повышения квалификации есть специальные программы, при желании можно пройти обучение.
Фото Олега Кузьмина