Надежды маленький оркестрик В Красноярске особенных детей лечат музыкой

Надежды маленький оркестрик В Красноярске особенных детей лечат музыкой

– А теперь взяли флейты и начинаем играть «Как под горкой, под горой»… На репетиции этого оркестра в ГорДК на Свободном почти каждый из маленьких участников, услышав мелодию, пытается подобрать ритм на своем музыкальном инструменте… Глядя на их улыбки, раскрепощенность, легко забыть, что творческий коллектив – не совсем обычный. Он почти полностью состоит из детей с синдромом Дауна.

Особый подход

Раньше их привычно списывали в «необучаемые». Сейчас ситуация постепенно меняется. Анна, одна из присутствующих мам, пришла в ДК с шестилетним Добрыней – у мальчика нестандартный набор хромосом. Анна и стала инициатором создания необычного оркестра. Около года назад попросила музыкального руководителя детского сада позаниматься с ее сыном.

– Ему очень нравится музыка, – рассказывает Анна. – Я уверена, что Добрыня и говорить-то научился благодаря тому, что постоянно слушал песенки. Сейчас мы дополнительно ходим на вокал, учимся играть на флейте. А оркестр – это не только занятия музыкой, здесь нужно и другого слушать, и учиться совместному взаимодействию – как быть вместе со всеми и в то же время держать свою линию. Здесь учитывают особенности этих детей: они более медлительны, быстро устают, им необходимо большее число повторений. На обычных занятиях ребенок «выпадает» из процесса, чувствует себя в отстающих.

Не все педагоги готовы брать детей, имеющих серьезный диагноз. Руководитель оркестра Татьяна Землянская начала работать с необычными детьми недавно, и сначала ее многое смущало. Вместе с Анной они узнали о виолончелисте из Новосибирска Алексее Бороздине, который еще в 90-х годах брал «тяжелых» детей, поехали к нему за опытом.

После обучения стало понятно, что занятия должны отличаться от обычных.

– У этих детей проблемы с мелкой моторикой, – рассказывает Татьяна Землянская, – значит, обязательно нужны пальчиковые игры – одновременно это улучшает речь. У детей с синдромом Дауна пальчики совершенно не гибкие, а на клавишных каждый из них поднимается отдельно, им это сложно. Не очень хорошо у них и с крупной моторикой, поэтому нужно обязательно двигаться под музыку. Индивидуально мы играем на синтезаторе, флейте, металлофонах и ксилофонах.

Искусство – для всех

Организаторы оркестра ориентируются на опыт голландцев – их всемирно известному, ставшему своеобразным брендом страны оркестру уже более полувека. Есть подобный коллектив и у москвичей. Получил известность российский Театр простодушных, образованный в 2000 году. Его актеры – также люди с синдромом Дауна.

И это не кружки по интересам, а совершенно полноценные творческие объединения со своим репертуаром. Они репетируют, их приглашают на гастроли. Преломление художественного образа через призму отдельной личности – со своим внутренним, порой скрытым даже от близких людей миром – дает возможность иного восприятия творческого произведения. Это новый, особый опыт и для самих участников, и для зрителей, и для родителей, которые вдруг с изумлением видят, что их дети – не только мишень для косых взглядов, но и объект восхищения.

Да и кто мы, наконец, такие, чтобы решать – кому можно и нужно заниматься музыкой, а кому – никогда и ни при каких условиях? Речь идет о человеке, чье восприятие мира отличается от нашего, но это не означает, что оно неправильное и не имеющее права на существование. Великолепные по эмоциональной силе своего воздействия, по степени внутреннего преображения души произведения Чайковского, Штрауса, Грига – достояние всего человечества, а не отдельной, его «элитной» части. Большинство особых детей – как, кстати, и обычных – не смогут достичь на занятиях высоких результатов. Но и те, и другие ощутят благотворное влияние музыки в разных сферах своей жизни.

Руководитель оркестра призналась: вначале не надеялась на какие-то особые результаты: у большинства ее учеников – не один диагноз в медицинской карте. Но теперь понимает, что ошибалась. К примеру, у ее ученика Миши трудности с мелкой моторикой рук, но благодаря постоянной работе он сейчас успешно играет соло на свирели и синтезаторе. Другая ученица, Влада, играет на синтезаторе второй год – гаммы, небольшие пьесы. Пока только тремя пальчиками, с трудом безымянными и почти не может задействовать мизинцы. По словам мамы, у ребенка улучшилась моторика, как следствие – почерк стал лучше, заметны улучшения в речи.

– Когда появилась возможность заниматься в оркестре, мы ни минуты не раздумывали, – говорит она. – Для особенных детей это еще и лечение, возможность преодолевать себя и, конечно же, общение с новыми людьми.

Приятно видеть преображение маленького человечка. Но Татьяне Землянской хочется, чтобы в ее оркестр пришли подростки и люди более старшего возраста. Такие занятия стали бы для них возможностью покинуть пределы того маленького, тесного мирка, в который их загнала болезнь.

Сейчас в оркестре немногим более двух десятков человек. В ближайшее время они планируют принять участие в отчетном концерте, а потом – в детском карнавале.

Обязательная врезка

Людей с ментальными особенностями приглашают в подростковую и старшую группы для обучения игре на инструментах. Занятия бесплатные, проходят по адресу: ГорДК, пр. Свободный, 48. Телефон 8 (391) 244-84-08.

КОММЕНТАРИЙ

Мария Холина

начальник отдела специального образования министерства образования Красноярского края

– В учреждениях допобразования края обучается 1 756 особенных детей. Еще для 5 930 детей с нарушениями слуха, зрения и другими особенностями здоровья организованы дополнительные занятия в бывших коррекционных школах. Пусть медленно, но мы стараемся обеспечить эти учреждения специальной инфраструктурой – с 2016 года они также вошли в госпрограмму «Доступная среда».

Родителям нужно обращаться в управления образования по месту жительства или же искать соответствующую информацию на сайтах учреждений: можно обратиться в музыкальную или школу искусств. Возможны и дополнительные занятия в обычных школах. Конечно, есть ограничения, связанные с заболеванием, – к примеру, для кого-то будут недоступны занятия на фортепиано. В любом случае родителям не имеют права отказывать без каких-то веских причин. Мы сейчас говорим о процессе инклюзии, когда педагоги должны уметь выстроить учебный процесс таким образом, чтобы были задействованы и дети с нарушениями здоровья. У таких детей есть заключение ПМПК, где даются рекомендации по образовательной программе: в большинстве из них прописывается необходимость организации дополнительного образования для успешной социализации. Соответствующие условия должны быть предоставлены. Если возникают сложности с педагогом, родители могут обратиться к руководству учреждения. Если на этом уровне помочь не смогли – обращаться в управление образования и уже потом – в министерство. Да, у кого-то из преподавателей нет навыков работы с такими детьми, и им легче отказать, нежели научиться работать. Но в институте повышения квалификации есть специальные программы, при желании можно пройти обучение.

Фото Олега Кузьмина

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,
Без рубрики
20 апреля 2024
Фермеров и сельхозкооперативы Красноярского края поддержат грантами и субсидиями
В министерстве сельского хозяйства Красноярского края сообщили, что в этом году продолжится прием заявок на популярные у малых сельхозпроизводителей формы
Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными