Второго декабря на сессии Законодательного собрания края поставлена точка в работе над формированием главного финансового документа региона на 2016–2018 годы: большинством голосов депутаты поддержали проект бюджета. О том, как будет складываться финансовая картина в ближайшем будущем, мы попросили рассказать министра финансов края Владимира БАХАРЯ.
– Владимир Викторович, как бы вы в двух словах охарактеризовали бюджет 2016 года?
– Во-первых, бюджет надежный и выверенный, потому что он прошел все стадии публичного и экспертного рассмотрения. Это позволило максимально учесть интересы жителей края. А во-вторых, это бюджет дальнейшего развития края. Мы не только не сворачиваем строительство и ремонты, но и увеличиваем расходы на эти цели.
– В отличие от Федерации мы приняли бюджет не на один, а на три года. Это хорошо или плохо, что мы сохраняем трехлетнее планирование?
– Безусловно, хорошо. Сейчас, когда начинается активное строительство объектов универсиады, продолжается реализация инвестиционных проектов, строятся социальные объекты, нам очень важно заключать долгосрочные контракты. Кроме того, потенциальные инвесторы и застройщики будут работать на территории края в условиях понятной перспективы. Поэтому я бы сказал, что трехлетний бюджет усиливает инвестиционную привлекательность нашего региона. Наша бюджетная политика остается предсказуемой, и край, уверен, от этого выиграет.
– На основе каких прогнозных планов формировался бюджет?
– Скажу откровенно: в этом году нам было, как никогда, трудно. Сложность формирования краевого бюджета заключалась не только в изменившихся макроэкономических условиях – снижении цен на нефть и цветные металлы, ослаблении курса рубля, замедлении темпов роста экономики. Сложность была еще и в том, что мы до последнего момента работали в условиях отсутствия федеральных прогнозов, поскольку был сдвинут график подготовки федерального бюджета. Поэтому в наших расчетах мы опирались на наш собственный прогноз, а позже в сжатые сроки синхронизировали его с федеральным. Это касается таких важных параметров, как курс доллара, цены на нефть и цветные металлы, инфляция и т. д.
В результате доходы бюджета рассчитаны исходя из среднегодовой цены на нефть 50 долларов за баррель, среднегодового курса доллара 63,3 рубля за доллар. Цены на цветные металлы сохранятся примерно на текущем уровне. Основой дальнейшего развития экономики края будет являться реализация инвестиционных проектов в металлургии, добывающем и транспортном комплексах, а также строительство объектов универсиады. Валовый региональный продукт края, по прогнозам, достигнет 1,9 трлн рублей. Для сравнения отмечу, что по итогам прошлого года он составил 1,4 трлн рублей.
Налоговые и неналоговые доходы в 2016 году запланированы в объеме 168,9 млрд рублей, или на 12 % больше уровня текущего года. В основном этот рост обеспечит налог на прибыль организаций.
– Будет ли Федерация оказывать помощь краю для сбалансированности его бюджета?
– В первоначальном проекте краевого бюджета – 2016 были отражены средства из федерального бюджета в размере 17,6 млрд рублей. Ко второму чтению, на основании уже внесенного в Госдуму проекта федерального бюджета, мы отразили еще 4,7 млрд рублей. Таким образом, общий объем межбюджетных трансфертов составит 22,3 млрд рублей. В их числе средства федерального бюджета на строительство объектов универсиады в 2016 году – 4,3 млрд рублей.
Однако это не окончательный объем трансфертов. Существенная часть средств распределяется в течение финансового года, так что мы продолжим работу с федеральными органами власти для того, чтобы привлечь максимальный объем финансовой помощи.
– Некоторое снижение параметров бюджета по доходам и расходам в 2017 и 2018 годах тоже связано с нераспределенными федеральными средствами?
– Это связано с отсутствием информации по трансфертам из федерального бюджета в период 2017–2018 годов, поскольку федеральный бюджет рассчитан только на 2016 год. Получается так, что собственные доходы и расходы прирастают из года в год, а объемы с учетом федеральных средств имеют техническое снижение. В следующем бюджетном цикле этот пробел будет восполнен.
– Прирост доходной части позволит обеспечить решение большого количества задач. Однако потребности всегда превышают возможности. Как вы расставляли приоритеты при формировании расходов бюджета?
– Губернатор поставил перед нами задачу не уменьшать общий объем расходов по сравнению с текущим годом, а, наоборот, увеличить их по отдельным направлениям и при этом снизить дефицит бюджета. Поэтому мы расставили приоритеты следующим образом.
Во-первых, предусмотрели средства на реализацию всех государственных программ. Это 21 программа в сферах здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, культуры, спорта, а также поддержки экономики региона, содействия развитию местного самоуправления. Доля программных расходов составляет 96 %.
Во-вторых, будет продолжена реализация указов президента РФ. Всего на эти цели в 2016 году запланировано более 45 млрд рублей.
В бюджете предусмотрен резерв средств на индексацию заработной платы с 01.10.2016 на 7 %. Отмечу, что депутаты поднимали вопрос о повышении заработной платы в более ранние сроки. Однако у нас пока нет понимания, когда это произойдет на федеральном уровне. Учитывая, что все уровни власти должны идти в ногу, мы будем выстраивать нашу дальнейшую политику в этом вопросе с учетом федеральной.
Жителям края сохранены все социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством. Мы не отменили ни одной меры соцподдержки. По-прежнему будет оказываться государственная поддержка детям-сиротам, инвалидам, ветеранам труда и другим категориям. Предусмотрены средства на льготное лекарственное обеспечение. Продолжится выплата субсидий гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг.
На 500 млн рублей увеличен объем поддержки сельского хозяйства, сохранены размеры поддержки транспорта, малого и среднего бизнеса, жилищно-коммунального хозяйства.
– Вы охарактеризовали бюджет как бюджет развития – значит, большая доля расходов приходится на капитальное строительство. Что будем строить и ремонтировать в ближайшее время?
– По поручению губернатора особый приоритет при планировании расходов отдан укреплению материально-технической базы учреждений и объектов инфраструктуры. Бюджетом предусмотрено более 2 млрд рублей на капитальный ремонт учреждений социальной сферы. Это в два раза больше финансирования текущего года.
На 1 млрд рублей увеличен объем дорожного фонда. В результате вырастут объемы строительства и ремонта дорог (в том числе местных), дворовых территорий и проездов к ним. Также по поручению губернатора края 500 млн рублей запланировано на ремонт дороги Епишино – Северо-Енисейский.
Что касается строительства социальных объектов, то общий объем средств на эти цели в 2016 году составит около 15 млрд рублей. В наступающем году будут введены в эксплуатацию школа в Каратузском районе, перинатальные центры в Норильске и Ачинске, поликлиника в Курагинском районе, физкультурно-спортивный центр в Пировском районе. Начнется и продолжится строительство девяти школ, спортивных объектов в шести районах края, капитальный ремонт Дома Вильнера и краеведческого музея в Минусинске, реконструкция Минусинского драматического театра. По плану будет идти подготовка к 400-летию города Енисейска. Начнется строительство второго блока театра имени Пушкина. В активную фазу перейдет строительство и реконструкция объектов универсиады. Будет строиться жилье для предоставления работникам бюджетной сферы.
– Как будет снижаться дефицит бюджета в обозримой перспективе?
– Это остается главной стратегической задачей. Если в 2015 году дефицит составляет 22 млрд рублей, то в 2016 году его значение опустится до 14,1 млрд рублей. А в 2018 году он будет техническим – 5,5 млрд рублей. Учитывая, что капитальные расходы превышают размер дефицита, это значит, что заемные средства мы не «проедаем», а целиком направляем на развитие.
Параметры краевого бюджета на 2016 год:
доходы – 192,9 млрд рублей,
в том числе налоговые и неналоговые доходы – 168,9 млрд рублей;
расходы – 207 млрд рублей;
дефицит – 14,1 млрд рублей