Наконец-то их услышали Впервые за многие годы садоводы обсуждали свои проблемы с губернатором края

Наконец-то их услышали Впервые за многие годы садоводы обсуждали свои проблемы с губернатором края

Сейчас об этом многие и не вспомнят – но когда-то пресловутые шесть соток считались неотъемлемым вкладом в продовольственную программу СССР. Программа успешно провалилась, зато урожай с садовых участков действительно стал тогда незаменимым подспорьем при тотальном дефиците. Нынешнее молодое поколение садоводов видит свои «фазенды» в основном как место для отдыха. Однако, с каких позиций ее ни рассматривай, дача прочно вросла в быт и образ жизни россиян.

Полтора миллиона человек только в нашем крае каждые выходные выезжают на свои участки. Половина населения региона! Здесь уже давно сложился особый уклад, отличный от городского. Государство как-то не заметило, что бабушки с сумками, а теперь и молодежь на авто сняли с него массу проблем.

Лето в Сибири короткое – и за каждым заборчиком слышатся радостные детские крики, курится ароматный дымок мангалов. Самими людьми организованный отдых, за который из бюджета не нужно платить ни копейки.

Дачные угодья преображаются на глазах. Всем хочется сделать свой домик получше, обить его сайдингом, наладить забор, поставить беседку. В результате садоводы потянули за собой целые отрасли, в основном из области малого и среднего бизнеса. Заказы дачников обеспечивают рабочими местами и хорошим доходом сотни небольших фирм – стройматериалы, семена, удобрения…

С промышленным овощеводством в крае пока не очень – но и эту лакуну успешно заполняют садоводы! Все рядом, вырвал сочную редиску или лучок из грядки – вот тебе салат да окрошка. А что осталось, можно продать. В городе масса мест, где бабульки продают экологически чистую, без всяких добавок и примесей, продукцию, что сами вырастили, увеличивая свою крошечную пенсию.

«Маленькая позитивная отрасль» – мне очень понравилось такое емкое определение садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ). Однако на проблемы дачников, которые копились не годы – десятилетия, – власти не обращали нужного внимания. Губернатор Виктор Толоконский считает садоводство общественно значимым процессом и на встрече с активом СНТ пообещал разобраться с самыми наболевшими вопросами.

Свет, дороги и «мертвые души»

Это, пожалуй, три главные проблемы, с которыми сталкиваются садоводы. Есть и другие (об этом читайте в отдельной врезке). Вот почему на встречу с губернатором пришли 130 человек. Могло бы быть и в десять раз больше – ограничивала площадь зала (но и это помещение Красноярского союза садоводов, кстати, в самом центре города, было выделено по распоряжению Толоконского). У садоводов, что называется, накипело.

На Овинном – перебои с электроэнергией. Общество расположено вдоль дороги Красноярск – Минино, как и еще несколько десятков садоводств. В прошлые годы свет отключали на два-три часа, а сейчас – на сутки и более. В один момент без тока остаются 32 садоводства и пионерлагерь. Плывут холодильники, приходится выбрасывать продукты. Только в июле было два таких мощных, как говорят сами дачники, отключения. К ежечасным же перебоям здесь уже привыкли.

В СНТ «Таволга», что рядом с Дивногорском, другая беда. Еще в 2006 году после большого сброса воды на Красноярской ГЭС подъезд к участкам размыло. Кое-как за свой счет дачники грейдеруют дорогу и чистят. Власти на баланс трассу брать не хотят, предлагают сделать это самим садоводам. Кощунство в том, что владельцы здешних участков – в основном пожилые люди, ветераны ГЭСстроя. Они, будучи молодыми, все это возводили. И город, и плотину, и дороги. А тут – на тебе.

Третья проблема касается тоже практически всех садоводческих обществ. Так называемые «мертвые души». Участки, владельцы которых либо умерли, либо уехали в другие края.

– У нас на балансе 160 участков. Из них 70 брошенных, – пожаловалась главе региона Нина Добросоцкая, председатель СНТ «Камалинка» Березовского района. – «Мертвые души», участки которых находятся в заповедной зоне Камалинского урочища. Изъять их и передать другому собственнику по нынешним законам мы не можем. Я была у всех губернаторов по этому поводу, а воз и ныне там.

В чем тут суть? Брошенный участок – это недобор денег у СНТ, запустение дорог, долги перед энергетиками и водоснабжающими организациями. Наконец, нивелирующие труд садоводов сорняки, что годами поднимаются выше головы на бесхозных участках.

Владельцы дач, которым в свое время повезло оформить участок рядом с городом, сталкиваются с откровенным криминалом. В Емельяновском, Октябрьском районах бьют в набат: идет захват ликвидных земель. Они очень интересны строительным фирмам. Схема проста: выкупаются участки в центре СНТ, потом разбираются насосные, спиливаются столбы линий электропередачи. Особо упертым поджигают дома. «Мы держимся из последних сил, нас выдавливают, полиция на наши заявления не реагирует, надежда только на вас», – это был просто сигнал SOS Толоконскому.

Особый социум

Губернатору не потребовалось много времени, чтобы вникнуть в проблемы дачников.

– Для меня садоводы – особый социум, – сказал Виктор Александрович. – У меня никогда не было дачи, но я понимаю, что это то самое место, которое объединяет общество. Именно на даче может собраться сразу несколько поколений. Туда обязательно приедут и дети, и внуки. Все, что связано с землей, укрепляет нравственность и общество. В этом я глубоко убежден. Государство долго считало, что все претензии дачников – не к нему. Земля стала во многих местах очень ценной – это еще усложнило обстановку, породило суды, конфликты, уголовщину. И это опять сигнал для государства – оставлять такие проблемы без внимания безнравственно и не по-государственному. Ситуацию предстоит серьезно менять.

По земле

– Я приму меры, чтобы было придано дополнительное ускорение по оформлению прав собственности, – сказал губернатор. – Многие уже участки оформили, но там, где это не получается по каким-то причинам, этим будут заниматься по-другому. В каждом районе, краевом правительстве будет работать специальная система по скорейшему оформлению ваших прав.

Удивлен равнодушием власти, когда некие юридические лица скупают садовые участки. Здесь мы примем жесткую норму, по которой даже если участок поменял собственника, то разрешение на строительство он получить не сможет. Выращивать смородину и малину можно. А строить нельзя. Кроме садовых домиков с установленной площадью. Это будет базовым принципом. Уникальным, крайним исключением может быть только генплан развития города, в котором невозможно сохранить отдельные сады в 20–30-летней перспективе. Такой указ я подготовлю и подпишу.

Программы поддержки

– На публичной встрече в 2014 году я говорил, что мы примем законы, позволяющие бюджету софинансировать ваши планы по строительству дорог, линий электропередачи, водопровода. Такой закон принят. В этом году на эти цели выделено 50 млн рублей. Для сравнения – Кузбасс на это же дает 5 млн, Новосибирская область – 10. В стране нет ни одного субъекта с уровнем поддержки, подобной нашей. Конечно, и этого недостаточно, но будем постепенно выходить на большие суммы. В следующем году планируем 100 млн рублей поддержки садоводам. Это и свет, и вода, и дороги.

Губернатор заявил еще и о том, что он подпишет решение, по которому главы районов и городов, на территории которых есть СНТ, проведут с садоводами личные встречи. И назначат специального уполномоченного – не ниже заместителя главы муниципалитета, который будет отвечать постоянно за взаимодействие с садоводческими обществами и товариществами. На краевом уровне эту работу возглавит министр сельского хозяйства региона Леонид Шорохов. В ряде министерств будут созданы специальные отделы – строительства, ЖКХ, минсельхоза.

– Они будут персонально отвечать передо мной за качество взаимодействия с садоводческими обществами, чтобы можно было отладить эффективную господдержку, чтобы те десятки миллионов, которые мы будем выделять, делали процесс предсказуемым, – подчеркнул Толоконский.

Да будет свет

Проблемы с электроснабжением садоводческих товариществ власти решают уже сейчас. Например, в Емельяновском районе строится и в этом году будет сдана подстанция на 25 мегаватт. Для этого краевой бюджет выделил 300 млн рублей. Энергия пойдет как для садоводческих обществ, так и для участков многодетных семей. В районе мясокомбината перегружена подстанция – и сейчас находится решение, как провести переключение, чтобы высвободить мощности. А это 150 мегаватт, которые можно распределить.

По проблемам брошенных участков губернатор сказал так:

– Все делается очень просто. Здесь мы должны распространить норму об использовании земель сельхозназначения. Там есть очень короткий срок – два года. И если нет эффективного использования этих земель, то они изымаются. В данном случае мы их сохраняем как земли садоводческого общества, и они передаются тем, кто хочет обрабатывать свой участок.

И добавил:

– Я реалист. Что-то не сразу получится. Что-то будет буксовать. Давайте поэтому договоримся – уберем урожай и соберемся еще раз и сверим часы.

Очень хочется верить, что стрелки садоводов и власти сейчас, пусть и не совсем, сойдутся. По крайней мере, «без пяти».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе
Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных