И это было нормой. Никто не придумывал увлекательных форматов, оригинальных методик. Прочитал параграф из учебника, рассказал у доски, получил пятерку. Исследовательские практики ограничивались уроками биологии со школьными микроскопами, в которых видны были клетки лука-репки. А литература? Подход к ее изучению был очень простым. Помню, как на уроке читали главы из «Войны и мира»: это было устроено для тех несознательных учеников, которые в принципе книгу в руки не брали. Тем, кто честно прочел роман-эпопею, делать на литературе примерно целую четверть было нечего. А сейчас? Веду в газете рубрику, посвященную Году учителя, и каждый раз удивляюсь, насколько далеко ушла школа. В одной из гимназий Красноярска у педагога есть авторская технология «Психоаналитический подход в изучении произведений художественной литературы», авторская программа элективного курса в 9–10-х классах «Уроки литературы – уроки жизни». И ведь это еще только начало модернизации. Как вы думаете, после такой школы дети далеко пойдут? Нам такое и не снилось. Английский: учишь и декламируешь. История: напряженное штудирование изрядно потрепанного учебника давней давности. Да, и еще пара рефератов. Математика: до посинения решаем задачки. Причем кто не понимал, тому упорно не могли объяснить суть. Было обидно и стыдно получать двойки по алгебре. При этом геометрию сдавать на пять. Физкультура: кроссы, лыжи – «нормы ГТО». Интересно, прыжки через козла ушли в прошлое?
Когда меня спрашивают: «В какой школе ты училась?», я отвечаю «В обычной». Нас не увлекали, учиться было безумно скучно, но те, кто хотел, – выучился. Что это – феномен или закономерность?