Направления становятся дорогами Доверие красноярцев «Новосибирскавтодор» намерен заслужить качественными автотрассами

Направления становятся дорогами Доверие красноярцев «Новосибирскавтодор» намерен заслужить качественными автотрассами

За последние несколько лет краевой дорожно-строительный рынок претерпел существенные изменения: крупнейшая компания «Илан», в составе которой работало несколько предприятий, была признана банкротом, а на местном рынке появилось ОАО «Новосибирскавтодор». Общественность забеспокоилась: новосибирцы вытесняют с рынка «своих», все деньги будут утекать в Новосибирскую область, а краю останутся лишь сделанные кое-как дороги. О том, почему эти опасения не имеют под собой реальной почвы, разговор с председателем совета директоров ОАО «Новосибирскавтодор» Дмитрием ПИНГАСОВЫМ.

Не только Новосибирск

Пингасов – Дмитрий Владимирович, в представлении красноярцев «Новосибирскавтодор» – это компания, которая занимается дорожными работами исключительно в Новосибирской области. Так ли это?

– Хочу отметить – компания не новичок на рынке, нам более 90 лет. До 2005 года мы по большому счету действительно занимались содержанием и эксплуатацией территориальных дорог Новосибирской области. А в последние 10 лет мы работаем на федеральном рынке во всех сегментах инфраструктурного строительства и эксплуатации дорог от Урала до Дальнего Востока. Как мы прошли этот путь?

В 2009–2010 годах начали выходить за границы области, в Омскую область, Забайкальский край, в том числе осваивать новые виды работ. Затем приняли стратегию развития предприятия, где обозначили свои географические приоритеты, предпочтения по видам работ и выделили ключевые компетенции, которые, на наш взгляд, востребованы пользователями автомобильных дорог, федеральными и территориальными заказчиками.

В 2012 году сделали знаковый объект – построили подъездную автомобильную дорогу к международному пассажирскому терминалу аэропорта Кневичи во Владивостоке. Знаковую потому, что она «встречала» все делегации, которые прибывали на саммит АТЭС.

– Почему было принято решение выйти на рынок Красноярского края?

– Красноярский край – наш ближайший сосед, и мы всегда хотели иметь возможность работать и приносить пользу здесь. И в какой-то момент для этого появились предпосылки. Мы наблюдали, что происходит с местной дорожной отраслью, видели взлеты и падения частных компаний, понимали, что рынок насыщен компаниями с государственным участием. На наш взгляд, такой способ хозяйствования в компаниях, где собственник – субъект Федерации, не является эффективным с точки зрения налогоплательщиков и, соответственно, совладельцев – жителей Красноярского края. Наша компания более эффективна по производительности, технологическим и человеческим ресурсам. Поэтому мы решили попробовать себя и в Красноярском крае.

На мой взгляд, в Красноярском крае очень прогрессивные руководители в исполнительной власти, и они понимают, что качества можно достигнуть в конкуренции производителей товаров и услуг. В частности, считаю, что дорожной отрасли в Красноярском крае очень повезло с министром. Еремин Сергей Васильевич – самоотверженный профессионал высокой пробы! Он разбирается в широком спектре вопросов транспорта и никому спуску не дает во благо жителей Красноярского края.

Ноу-хау для края

Новосибирскавтодор– Начали с дороги в Нижнеингашском районе…

– Да, в 2013 году выиграли конкурс: на федеральной дороге М-53 нужно было ликвидировать единственный грунтовый разрыв в крае в районе Нижней Поймы. «Новосибирскавтодор» стал генеральным подрядчиком на участке 1 155–1 159-го км, на соседнем участке – 1 159–1 165-го км – вела работы красноярская компания «Илан». В 2014 году у этого предприятия начались трудности, и за несколько месяцев до сдачи объекта «Илан» и заказчик работ добровольно расторгли между собой договор. Так как «Новосибирскавтодор» был вторым в конкурсе, то по условиям федерального закона о госзакупках мы обязаны были заключить контракт на выполнение работ вместо «Илана». В итоге контракт сроком на один год и восемь месяцев нам пришлось выполнить за пять месяцев. Мы сдали оба участка в срок, и сегодня автомобилисты радуются новой дороге.

На этом десятикилометровом участке мы использовали новые технологии – впервые в Красноярском крае применили щебеночно-мастичный асфальтобетон с «эффектом самозалечивания». Если упростить – под воздействием скоростных и весовых нагрузок частички этого асфальтобетона подвижны и заполняют «раны» на покрытии.

– В Балахтинском районе дорогу строите по такой же технологии?

– Мы пошли дальше. Верхний слой дорожной одежды там – щебеночно-мастичный асфальтобетон на полимерно-битумном вяжущем (ПБВ). Мы производим его на собственном заводе в Новосибирской области, привозим в край в специальных термосах.

Чем такая основа отличается от обычного битума? Стандартный битум делается из отходов нефтепереработки, он эффективно работает в диапазоне от минус 20 до плюс 20 градусов. Ниже минус 20 начинает крошиться и теряет свои сцепные свойства вяжущего материала, выше 20 градусов – «плывет», на дороге образуется колея. ПБВ более эластичный и сохраняет свои вяжущие свойства при более широком диапазоне температур. И верхний слой дорожной одежды на 130–140 км дороги М-54 будет устроен именно с применением такого вяжущего.

Еще из новшеств – глубокий обход Канска с цементобетонным покрытием. Мы не занимаемся строительством этой дороги, но наш проектный институт «РосИнсталПроект» являлся генеральным подрядчиком ее проектирования. Дорожная одежда глубокого обхода Канска будет устроена по технологии цементобетонного покрытия. Это не ноу-хау, во всем мире дороги из цементобетона строятся уже больше полувека, но в Красноярском крае делают это впервые. Есть дороги, где нижний слой дорожной одежды сделан из так называемого тощего цементобетона, но сверху он покрыт асфальтобетоном. А дорога вокруг Канска будет полностью из цементобетона. Такое покрытие более долговечное, практически не подвержено колееобразованию, гарантийный срок его может достигать нескольких десятков лет.

Инновациям мы уделяем большое внимание: у нас есть собственный проектный институт, наши специалисты активно перенимают опыт у иностранных коллег, они участвуют в разработке и освоении новых технологий в России. Нам это интересно, для нас качество работ – это залог отличной репутации компании, залог того, что и через десять лет «Новосибирскавтодор» будет востребован гражданами и заказчиками!

Экономия на качестве – это миф

– Качество дорожных работ – одна из острых тем сегодня. В отрасль вкладываются огромные средства, но дороги все равно оставляют желать лучшего. Почему так происходит?

– Выскажу свою точку зрения. Такой же точки зрения придерживаются и федеральные органы исполнительной власти, кстати. Муниципалитетам не хватает средств на дорожное строительство, поэтому, условно говоря, одно яичко они пытаются размазать по большой сковородке. Вот люди и наблюдают, как из года в год дорожники латают одни и те же дыры. С федеральными дорогами ситуация другая: средств там достаточно, и контроль за ними жесточайший. За последние десять лет очень многое изменилось в плане контроля качества в лучшую сторону. Во-первых, сегодня есть лаборатории и технические службы у самих заказчиков – представителей Федерального дорожного агентства на местах. В Красноярском крае это ФКУ «Байкалуправтодор». И контроль качества дорожных работ начинается с входного контроля качества материалов. Как только на стройку поступила первая машина щебня, материал везут в лабораторию. И пока она не выдаст заключение, строители не имеют права работать с этим материалом. Затем проверяют все конструктивы и, конечно, асфальтобетон. После того как появляется дорожное покрытие, делают вырубки, проверяют толщину и плотность.

По закону о госзакупках каждый заказчик обязан нанять еще и независимый технадзор. И каждый генподрядчик обязан иметь аттестованную лабораторию и производить операционный контроль работ своими силами.

– Как организован контроль за качеством в «Новосибирскавтодоре»?

– Пять лет назад мы создали «сестричку» «Новосибирскавтодора» – компанию «Технадзор». Это независимое юридическое лицо, на которое не могут влиять руководители разного уровня «Новосибирскавтодора». Специалисты «Технадзора» могут в любой момент остановить работы на объекте, если они находят нарушения качества. Будь то входящие материалы, работы по уплотнению земполотна или что-то еще. Создается внутреннее предписание, и только после того, как нарушение устраняется, специалисты «Новосибирскавтодора» имеют право возобновить работы. Контроль очень строгий. К примеру, если специалист «Технадзора» понимает, что температура асфальтобетона в машине, которая отправляется на объект, не соответствует нормам, то машину направляют в отвал, асфальтобетон поступает на утилизацию, а не на стройку. И надо понимать, что машина асфальтобетона стоит достаточно дорого.

– Это очевидно: чтобы построить хорошую дорогу, не надо экономить. Но почему-то некоторые предприятия все равно пытаются это делать.

– На территории бывшего СССР почему-то до сих пор принято записывать статью затраты на качество в расходы. Якобы если мы делаем более качественный продукт, мы повышаем затраты. Но это не так. Если мы создаем качественный продукт с самого первого этапа, экономически мы выигрываем. В дальнейшем мы не имеем брака и переделок. Значит, нет перерасхода материалов, значит, техника не делает двойную работу, значит, повышается производительность. А любая строительная компания сегодня основывает свою экономику на выработке и производительности. Другого не дано. И чем выше коэффициент использования того или иного механизма в компании, тем лучше экономика.

– Претензий к качеству ваших дорог не возникает?

– Будем честными – возникают. Не всегда философия качества, которой мы придерживаемся в компании, принимается абсолютно всеми сотрудниками. Брак бывает, стараемся быстро исправлять. Тянуть нам просто невыгодно. Ведь потом через год или два придется опять везти на эту дорогу асфальтобетонный завод, подключаться к сетям, ставить вагончики, чтобы выполнить гарантийные обязательства.

Мы не идеальная компания, растем, развиваемся, всякое бывает. И хорошо, что в России есть люди с активной гражданской позицией, которые сообщают нам о нарушениях технологических процессов. Мы стараемся принимать меры системного характера, чтобы не допустить в будущем нарушений технологических цепочек.

– По строительству дороги в Балахтинском районе у жителей тоже есть вопросы.

– Мы не скрываем: трудности на этом объекте есть. Только 19 июля мы получили разрешение на вырубку леса на этом участке, много времени было упущено, а сдать объект мы должны 30 ноября. Конечно, сдадим. В срок и с хорошим качеством. Но с точки зрения экономики мы сейчас нерационально используем ресурсы, чтобы нагнать производительность из-за упущенного времени.

Поступают иногда жалобы от жителей – мол, дождь моросит, а они асфальт укладывают. Ответственно заявляю: уровень развития химической промышленности позволяет дорожникам работать и во влажную погоду, и при температурах, близких к нолю градусов. Существуют специальные добавки и присадки. Главное – соблюсти технологию, сделать «подгрунтовку» из битумной эмульсии на абсолютно чистую и сухую поверхность. А мы ее соблюдаем очень строго!

Прописка – местная

Новосибирскавтодор– Как организована ваша работа в регионах? Вы привозите туда людей и технику, строите дорогу и снова забираете все в Новосибирск?

– Как только мы начинаем работать в регионе, сразу же создаем филиал. Он имеет «прописку», как правило, по месту столицы региона, в этот филиал ставятся на баланс основные средства и принимаются на работу люди, местные жители. Соответственно, все налоги от прибыли филиала поступают в местный бюджет, а не уходят в Новосибирскую область.

В Красноярский филиал «Новосибирскавтодора» с момента его открытия инвестировано более 150 млн рублей в основные средства. В следующем году мы планируем еще докупить оборудование, подчеркну – самое современное. В штате филиала 103 человека, все – жители Красноярского края.

– На мой взгляд, немного, чтобы выполнять работы по крупным строительным объектам.

– Да, но дело в том, что мы не стремимся делать абсолютно все, мы понимаем свои ключевые компетенции и стараемся наилучшим образом выполнять именно эти виды работ, а для остального привлекаем субподрядчиков – лучших в своей сфере.

– Какие компетенции ключевые для «Новосибирскавтодора»?

– Мы качественно и хорошо ведем генподряд. Увы, в России сформировался стереотип, что генподряд – это компания по типу «стол – ручка», которая где-то что-то выигрывает, перепродает заказы субподрядчикам и живет на разницу в цене. Мы так не работаем, генподряд в нашем понимании – это инжиниринг, мы решаем все организационные вопросы на объектах. Если говорить обо всех филиалах нашей компании, то около 85–90 % работ «Новосибирскавтодор» выполняет своими силами, в Красноярском крае это 40–50 %. Для остальных работ привлекаем местные красноярские предприятия.

Вторая ключевая компетенция «Новосибирскавтодора» – это работа с верхними слоями дорожной одежды, где главное – ровность и качество. В нашей компании очень хорошая служба геодезии, она обеспечивает нам идеальные показатели по ровности. В этом плане мы лучшие, и такой вид работ на субподряд не отдаем.

– Планируете увеличить в Красноярском крае процент работ, производимых собственными силами?

– Безусловно. Но мы не стремимся использовать для этого территориальные средства. И не нужно опасаться того, что компания «Новосибирскавтодор» займет весь рынок. В границах любого субъекта есть три уровня заказчиков: муниципальные, территориальные и федеральные. Территориальные и муниципальные заказы выполняются государственными компаниями, на федеральных объектах работают частные компании. Так сложилось исторически в Красноярском крае.

– Как в компании реализуется принцип социальной ответственности?

– Сначала сухие цифры. Прошлый год «Новосибирскавтодор» закончил с выручкой 7 млрд 400 млн рублей, налогов в бюджеты разных уровней перечислено 950 млн рублей. Немногие компании из нашей сферы могут похвастаться тем, что заплатили такое количество налогов в пересчете на каждый рубль выручки.

Красноярский филиал в 2015 году уже заплатил 40 млн налогов, при этом предполагаемая выручка предприятия за этот год составит порядка 580–600 млн рублей. Средняя зарплата в филиале более 56 тыс. рублей.

Естественно, мы занимаемся обучением персонала и регулярно повышаем квалификацию наших работников. Отправляем специалистов во все точки мира осваивать самые лучшие технологии. Если происходит массовое внедрение новой технологии, привозим зарубежных специалистов к нам. Мы не рассматриваем возможность инвестирования в технологию и оборудование, если к ним не прилагаются обучающие продукты. К сожалению, часто бывает так, что производители умнейшей техники снабжают ее только инструкцией, где показана кнопка «вкл/выкл». Но чтобы добиться того уникального продукта, ради которого и сконструирована техника, необходимо знать все нюансы оборудования. И здесь без обучения никак.

В условиях однолетнего планирования

– Экономическая ситуация в стране непростая. Понятно, что это отразится на финансировании строительства крупных объектов, в том числе и дорог. Что, по вашему прогнозу, будет происходить с дорожной отраслью Красноярского края в ближайшее время?

– Рынок дорожно-ремонтных услуг в стране безусловно будет сужаться, уже приостанавливаются крупные стройки и реконструкции. Я думаю, что строительство объектов на территории Красноярского края, которые финансируются напрямую из федерального бюджета, тоже будет отложено. Кроме, конечно, объектов универсиады.

Что касается федерального рынка ремонтов и капремонтов дорог, то все три важнейшие для края направления – в Хакасию, Иркутск и Кемерово – в планах Росавтодора на ближайшие несколько лет значатся. Объем средств, которые предполагается направить на ремонты и капремонты этих дорог, достаточен для поддержания их в хорошем состоянии и для того, чтобы дорожно-строительные компании имели минимальную, но постоянную работу.

Что будет происходить с территориальными дорогами края? На мой взгляд, власти региона, изучив опыт других субъектов по разным параметрам – производительности труда, аварийности, прибыльности, отдаче на капитал, налоговым поступлениям, – примут решение о реорганизации дорожно-строительного комплекса, принадлежащего государству. И если такое решение будет принято, мы будем изучать возможности инвестирования в существующие компании.

– У «Новосибирскавтодора» уже есть конкретные планы в Красноярском крае на следующий год?

Страна возвращается к однолетнему бюджету. А значит, дорожная отрасль возвращается в 2007–2009 годы с точки зрения планирования. Возникают проблемы с логистикой, в отношениях с финансово-кредитными учреждениями, с инвестициями в обучение персонала. Главная задача для нас сейчас – не потерять объем работ, чтобы не потерять людей. Но оставаться в показателях выручки 2014-го все сложнее.

Свои планы на следующий год вообще и в Красноярском крае в частности более точно мы сможем сформулировать в конце ноября – в декабре, когда будут опубликованы задания для подразделений Росавтодора.

В Красноярском крае нам интересны направления от Красноярска в сторону Хакасии и Кемеровской области. Работа на объектах этих направлений позволит нарастить профессиональные компетенции и ресурсную базу нашего Красноярского филиала – приобретать оборудование, развивать людей и привносить новые технологии в дорожную отрасль края.

Я не считаю, что в Красноярском крае должны работать только красноярские компании, так же как в Новосибирской области не должны работать исключительно новосибирцы, а в Москве – москвичи. Мы – красноярцы и новосибирцы, кемеровчане и иркутяне – сибиряки. И не должны противопоставлять интересы друг друга качеству и удовлетворению потребителей.

Руководитель нашего Красноярского филиала – Александр Новоселов, всю жизнь прожил в крае, строит дороги, по которым будет ездить сам и будут ездить его дети и внуки. Лично у меня много друзей в Красноярском крае, я люблю бывать здесь, у меня очень трепетное отношение к этой территории. И мне очень хочется, чтобы «Новосибирскавтодор» здесь приняли и наш труд был востребован. Мы гарантируем красноярцам – все дорожные работы будем проводить по высочайшему стандарту качества, с использованием самых современных технологий. Чтобы жители края видели: оплачивая наш труд своими налогами, они получают красивые, современные и качественные объекты дорожной инфраструктуры. Для членов нашей команды большая честь – трудиться на благо жителей Красноярского края! И в этом стремлении мы открыты к диалогу со всем профессиональным сообществом, ведь цель у нас одна – сделать дороги идеальными и удовлетворить автолюбителей!

Досье

Дмитрий Владимирович ПИНГАСОВ

Председатель совета директоров ОАО «Новосибирскавтодор».

Образование: окончил Алтайский государственный технический университет им И. И. Ползунова по специальности «технология машиностроения».

Окончил Сибирскую академию государственной службы по специальности «финансы и кредит».

Прошел обучение по программе «Мастер делового администрирования» (MBA).

Кандидат технических наук.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных
Без рубрики
15 апреля 2024
Есть ли управа на управляющую компанию?
Приятно читать в газетах, как жители разных районов рассказывают о своих уютных дворах, скверах, придомовых территориях. Вот и я попытаюсь
Без рубрики
14 апреля 2024
Новый пункт сбора гуманитарной помощи для участников СВО открыт при Кедровом кадетском корпусе
Открытие прошло в торжественной обстановке с соблюдением воинского ритуала – парадная форма, общее построение на плацу, вынос знамени корпуса… Слева