Полиция представила на общественное обсуждение программу материального поощрения тех, кто добровольно помогает в розыске опасных преступников. В случае одобрения проекта россияне смогут получать до трех и более миллионов рублей за содействие в поимке подозреваемых. Силовики уверены – это позволит избавиться от насаждаемых криминальной субкультурой стереотипов об аморальности сотрудничества с правоохранителями и улучшит раскрываемость.
Оферта – найти и обезвредить
Официально ведомственный проект МВД называется «Положение о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших». Предполагается, что объявить преступника в розыск за деньги смогут министр внутренних дел, его замы и начальники региональных главков полиции. При этом установить «цену» до полумиллиона рублей вправе главы территориального органа МВД. Сверх этой суммы и до трех миллионов – заместители министра, а вот все, что выше, – прерогатива министра. Все решения о вознаграждениях за информацию относительно преступлений террористической направленности вне зависимости от суммы принимает глава МВД и его заместители. Максимальной планки для вознаграждения не установлено.
Предъявляются особые требования и к самой информации, предоставленной гражданином. Основанием для выплаты является результат, достигнутый сыщиками, – задержание злоумышленника или раскрытие преступления. Вознаграждение назначается не за всех подряд, а лишь за особо опасных преступников.
В самом объявлении о розыске должна быть указана ориентирующая информация о преступлении или человеке, условиях выплаты, координаты инициатора розыска.
В МВД отмечают, что юридическую силу эта своеобразная оферта приобретает с момента публикации на сайте и действует до момента снятия объявления о награде. Эта же информация может дублироваться на стендах «Их разыскивает полиция» и в СМИ.
Никаких дополнительных денег на реализацию инициативы не предусматривается – предполагается, что суммы будут выделяться из уже имеющихся средств за счет перераспределения в бюджете на оперативно-разыскную деятельность.
Дикий Запад?
Практика объявлять награду за поимку преступника существует в мире давно. На Диком Западе охотники за головами могли ликвидировать преступника без суда и таким образом получить деньги. До сих пор в некоторых штатах частники-хедхантеры разыскивают не явившихся по повестке в суд. Некоторые детективы специализируются исключительно на «золотых» преступниках.
В России за голову террориста Шамиля Басаева в 1999 году государство обещало миллион долларов, по 300 миллионов рублей было выделено (и выплачено) за данные, которые привели к нейтрализации его самого и Аслана Масхадова. Самое крупное вознаграждение российские власти назначили за информацию о причастных к взрыву нашего самолета в Египте в 2015 году – 50 миллионов долларов, что сравнимо с объявленным ранее США «призом» за информацию о «террористе № 1» Усаме Бен-Ладене.
Информация об относительно мелких раскрытых преступлениях также иногда поощряется. В 2011 году в Новгородской области гражданам, которые помогли выявить сеть фальшивомонетчиков, выделили миллион рублей. В Татарстане была объявлена аналогичная награда за информацию о террористах, которые совершили покушение на председателя Духовного управления мусульман Илдуса Файзова и начальника учебного отдела ДУМ РТ Валиуллы Якупова.
Депутат Заксобрания края, юрист Александр Глисков ставит под сомнение эффективность инициативы:
– Вознаграждение в данном случае назначается за информацию об уже совершенном, то есть известном преступлении. Мне кажется, более действенно поощрять за разглашение еще не выявленных правонарушений, о которых внутренним органам даже не известно. При этом было бы действенно, если бы награда высчитывалась как процент от суммы, когда речь идет о незаконном выводе средств из страны, к примеру. В представленном виде проект кажется малоэффективным.
Также краевой депутат предупреждает о возможных коррупционных рисках – правоохранители гипотетически могут вступать в сговор с гражданами, имитировать помощь и затем делить вознаграждение. Впрочем, в теории защита от коррупционеров в проекте предусмотрена – в каждом случае составляется заключение о результативности информации. Документ утверждается в подразделении собственной безопасности, и лишь после этого подписывается бумага о вознаграждении.
Председатель Общественного совета при ГУ МВД России по Красноярскому краю Валерий Васильев, напротив, считает инициативу действенной:
– Это будет дополнительной мотивацией для граждан сообщать о преступлениях, повысит уровень раскрываемости.
Также Васильев указывает на возможный экономический эффект – «вложения» в виде вознаграждения за информацию о преступниках или преступнике могут «окупиться» возвращением похищенных или готовящихся к выводу денег, активов. По его словам, сегодня суммы неэффективно израсходованных средств в стране измеряются триллионами рублей.
Отката не будет
Частный детектив Андрей Винк говорит, что механизм поощрения информаторов де-факто существует в России, но не действует:
– На сайте МВД уже несколько лет как создана рубрика «Внимание, розыск!» с фотографиями особо опасных преступников. Там указано, что за помощь в поимке за каждого из них положено вознаграждение в 1 миллион рублей. Но число портретов там, увы, не сокращается, по крайней мере за последние два года.
Андрей Винк указывает, что обещание огромных выплат может грозить возвращением эпохи репрессий – некоторые будут использовать предоставленную возможность «сообщить» как шанс обогатиться или насолить неугодным.
Однако такой точки зрения придерживаются лишь единицы. К тому же проект МВД не предполагает возможности доносить и получать деньги на кого угодно – награда объявляется за уже совершившего преступление человека.
Председатель комитета по безопасности и защите прав граждан Заксобрания края Анатолий Самков считает, что нововведение поможет изменить негативный настрой общества к институту взаимодействия граждан с силовиками:
– В народе прочно утвердилось: сотрудничаешь с органами – значит занимаешься доносительством. В молодежной среде эти настроения сегодня популярны – рассказать, что твой товарищ употребляет наркотики или торгует зельем, считается зазорным. В 90-е годы прошлого века институт информаторства был подвергнут остракизму, что в определенной степени обезоружило правоохранительные органы. В развитых странах народный контроль считается нормой. Неправильно припарковался, нарушил общественный порядок? Будь уверен – даже если поблизости нет полиции и камер, стражи правопорядка узнают об этом.
Отметим, что, по данным ВЦИОМ, 76 % россиян доверяют полиции. В 2016 году таковых было на 20 % меньше.
Ознакомиться с проектом положения можно на сайте regulation.gov.ru
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Уважаемые читатели, нам важно ваше мнение. Как вы относитесь к подобной инициативе МВД? И готовы ли вы сообщать правоохранителям информацию, которая поможет предотвратить преступление или поймать виновника уже произошедшего правонарушения?
Пишите в редакцию: 660075, г. Красноярск, ул. Республики, 51, стр. 1, по электронной почте: gazetankk@mail.ru с пометкой в теме «Вопрос «НКК», оставляйте свои комментарии на сайте GNKK.ru под статьей.