9 декабря отмечался Международный день борьбы с коррупцией, провозглашенный Генассамблеей ООН. Для сотрудников российских правоохранительных органов, противодействующих коррупции, этот день – не столько повод что-то отпраздновать, сколько еще одна возможность отчитаться перед обществом об итогах работы и скорректировать планы борьбы с этим пороком.
На вопросы нашего корреспондента отвечает прокурор Красноярского края, государственный советник юстиции 2-го класса Михаил САВЧИН.
– Михаил Михайлович, знаю, что в структуре ведомства, которое вы возглавляете, есть специальный отдел, который не дает спокойно спать взяточникам и казнокрадам.
– Да, это отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В его штате пять оперативных сотрудников, они ведут надзор за исполнением законодательства и всеми делами, связанными с коррупцией. В поле зрения прокурора находится работа всех правоохранительных и следственных органов. Деятельность отдела курирую я лично. На местах такой работой занимаются прокуроры городов и районов.
– И каковы успехи? Есть ли «посадки», как выразился однажды наш президент?
– Сейчас в судах рассматривается несколько коррупционных дел. Например, в отношении главы администрации города Лесосибирска – по фактам получения взяток. В отношении главного бухгалтера и бухгалтера МУ МВД России «Красноярское», которые похитили путем мошенничества более 130 миллионов казенных рублей. Попали под суд глава Эвенкийского района, превысивший свои должностные полномочия, и руководитель Минусинского лесничества – за взятки. Осужден начальник отдела ОЭБиПК МУ МВД России «Красноярское» М. Я. Кофман: три года колонии и штраф в 1,8 млн рублей – за «крышевание» игорного бизнеса. Задержан с поличным начальник отдела земельного контроля администрации Емельяновского района, вымогавший с предпринимателя взятку в сумме более 500 тысяч рублей. Расследуется ряд уголовных дел по фактам взяточничества в отношении врачей и преподавателей вузов.
– Складывается впечатление, что у нас главные коррупционеры – врачи и преподаватели.
– Обманчивое впечатление. Даже те несколько дел, которые я назвал, говорят о том, что в наше поле зрения попадают далеко не только они. Коррупция встречается везде, где гражданин сталкивается с действиями должностных лиц. Любого уровня. И наша задача – выявлять, пресекать и предупреждать такие преступления, кто бы в них ни фигурировал. Будь то высокий государственный чиновник, человек в погонах или простой преподаватель, который торгует оценками на экзамене. Закон един для всех.
Например, в крае в текущем году осуждены главы пос. Краснокаменск Курагинского района, Курбатовского сельсовета Казачинского района, начальник финансового управления администрации Туруханского района, начальник управления соцзащиты администрации Сухобузимского района, заместитель главы администрации Ермаковского района, руководитель управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района…
– Любимая тема разговоров в бизнес-среде – коррупция при проведении торгов, аукционов, госзакупок. Слово «откат» в нашей стране знают, наверное, даже школьники.
– Вот это и плохо, что в бизнес-среде часто все разговорами и заканчивается. Поговорил, посокрушался насчет того, что «все берут», и пошел «заносить». Вместо того чтобы написать заявление в прокуратуру – мы незамедлительно реагируем на каждый такой сигнал! А пока, не скрою, часто испытываем дефицит в информации, поступающей именно от первоисточника. У людей должно быть желание отстаивать свои законные права и интересы, и мы здесь всегда пойдем навстречу – заявителя защитим, взяточника накажем.
– Наверное, вы не только на «сигналы» реагируете, но и сами выявляете коррупционеров?
– Это наша работа. Взять те же закупки для государственных и муниципальных нужд. Прокуратурой в этой сфере постоянно проводятся проверки совместно с другими правоохранительными и контролирующими органами. Основная их цель – выявление нарушений при расходовании бюджетных средств. В текущем году вскрыто более тысячи таких нарушений.
Вот несколько примеров. Привлечен к ответственности заместитель руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по краю, который нарушил закон при проведении аукциона на закупку дорогого автомобиля для нужд управления, что повлекло ограничение количества участников закупки. Администрация Иланского района создала преимущественные условия подрядчику на капитальный ремонт котельной, предоставив субсидии без проведения аукциона.
Показательный пример борьбы с «откатами» – рассмотренное в этом году уголовное дело в отношении заместителя главы администрации Канского района по социальным вопросам А. А. Канина, который являлся и председателем единой комиссии по размещению муниципального заказа Ермаковского района. Он за взятку оказал содействие хозяйствующему субъекту в победе на открытом аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту терапевтического корпуса Ермаковской райбольницы. За что получил восемь лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф 18 млн рублей. По нашей инициативе строительная организация – взяткодатель была наказана в административном порядке штрафом в 1 млн рублей.
– Какое наказание сегодня грозит взяточнику?
– Как минимум – штраф, превышающий размер взятки в 20–50 раз. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Самое жесткое наказание за взятку в особо крупном размере – лишение свободы сроком до 15 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.
– Согласно закону государственные служащие, иные публичные лица должны ежегодно представлять декларации о доходах…
– Должны. Но не все желают это делать честно. Нами выявлено более 1 200 фактов сокрытия доходов или имущества. Такие нарушения допускали сотрудники ГУ МВД по краю, государственные служащие управлений Россельхознадзора и Росприроднадзора, Красноярскстата, краевых министерств природных ресурсов и экологии, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, Региональной энергетической комиссии, депутаты Законодательного собрания. Практически повсеместно по краю – муниципальные служащие. К примеру, один из краевых депутатов не сообщил, что имеет на счете в банке около полумиллиона рублей, а второй был учредителем коммерческой организации и владел дорогостоящим автомобилем. 44 чиновника, вопреки установленному законом запрету, участвовали в органах управления коммерческими организациями, занимались предпринимательской деятельностью, владели ценными бумагами. Например, два сотрудника Фонда социального страхования РФ владели акциями ОАО «ГМК «Норильский никель», получали по ним доход.
– Как жители края относятся к коррупции?
– Согласно результатам социсследования «Оценка эффективности государственной политики в сфере безопасности и противодействия коррупции в Красноярском крае», население считает, что коррупция разлагает власть. Почти 60 % опрошенных считают, что не стоит давать взятки для решения своих проблем. Почти четверть опрошенных полагают, что взяток можно избежать, но все же с их помощью «решать вопросы» легче. А вот 12,5 % опрошенных лояльно относятся ко взяточничеству! В целом по стране этот показатель еще выше. А ведь нетерпимость к пороку – уже шаг к его искоренению…
Круглый стол
Исчезнут ли конверты и откаты?
9 декабря в краевом Доме журналиста прошел круглый стол «Взаимодействие органов власти, гражданского сообщества и средств массовой информации в предупреждении коррупции».
Организаторами мероприятия выступили Гражданская ассамблея Красноярского края, региональное агентство печати и массовых коммуникаций и управление губернатора по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами. Участники круглого стола – представители правозащитных организаций, краевой прокуратуры, органов внутренних дел, ученые, бизнесмены, чиновники и журналисты – обсудили ход выполнения правительственной программы по антикоррупционному просвещению, проблемы борьбы с коррупцией и подготовку мероприятий по противодействию этому явлению. В частности, было сказано, что, согласно социологическим исследованиям, не все граждане воспринимают коррупцию негативно, каждый десятый считает ее приемлемым способом достижения своих целей. Прозвучала также мысль, что СМИ надо активнее разоблачать нечистых на руку чиновников. «Где пресса, ее активная позиция?» – спрашивал один из участников. «В судах, которые мы стабильно проигрываем», – ответил один из редакторов. Также запомнилась реплика представителя полиции: «Знаете, сколько бизнесменов показали настойчивое, последовательное стремление вывести коррупционера на чистую воду? Трое за три года».
Тем не менее участники круглого стола разошлись по местам основной работы в твердой уверенности, что только общими усилиями власти и гражданского общества можно противостоять коррупции – этому всемирному, а не только нашему, злу.