Один из важных вопросов для любого сотрудника: как вырасти внутри компании, зарекомендовать себя и подняться по карьерной лестнице? В золотодобывающей компании «Полюс» для этого есть все необходимые условия.
Своим опытом построения карьеры в компании поделился Анатолий Кушманцев, который пришел сюда геологом, а сегодня управляет дирекцией по минеральным ресурсам.
— Расскажите о вашем трудовом пути в компании «Полюс».
— Будучи студентом, я попал на практику на Наталкинское месторождение в Магаданской области, разработку которого ведет «Полюс». Мы, студенты, выполняли поисковые работы на флангах месторождения. Затем еще два года я приезжал на практику на это же месторождение.
После окончания института и службы в армии устроился на него документатором в службу геологической документации. Документировал разведочный керн, шлам скважин опережающей эксплуатационной разведки.
Это было еще до начала добычи на месторождении.
В 2012 году началась добыча в карьере. Мне стало интересно, чем же отличается работа геолога на добыче и в геолого-разведочных работах. Попросил перевести меня в карьер.
Работал там участковым геологом, потом меня повысили до ведущего. На этапах геологоразведки по месторождению среди сотрудников компании, наверное, процентов 80–85 были геологи. Целая армия геологов-документаторов — от студентов до заслуженных сотрудников, которые по 30–40 лет в профессии.
Мне посчастливилось пообщаться с ними, многое для себя почерпнул как с точки зрения геологии, так и с точки зрения производства.
Перейдя на добычу, я попал в команду геологов, которые на этом предприятии работали со студенческой скамьи и прошли подземную отработку месторождения.
Колоссальный опыт получил с точки зрения объяснения геологического строения месторождения, принципов и подходов, которые применялись для отработки его подземным способом. Помимо этого, у заместителя главного геолога был почти сорокалетний профессиональный опыт по разработке месторождения открытым способом. Достаточно много времени он посвящал нам, молодым специалистам, учил нас. В конце смены обычно рассказывал какие-то нюансы, с которыми мы можем столкнуться или сталкиваемся в текущий период, погружал нас в производственные вопросы.
Первый мой опыт руководства персоналом у меня появился, когда я стал ведущим специалистом. В подчинении — участковые геологи, горнорабочие. И тут уже столкнулся с необходимостью постановки задач, объяснений, как их выполнять, проверки результата. Не обошлось без шероховатостей, но они сглаживались благодаря наставникам, с которыми работал и которые меня поправляли, рассказывали, как общаться руководителю с коллективом.
В 2013 году мы очень большой группой сотрудников с Наталки приезжали на Олимпиадинское месторождение «Полюса» в Северо-Енисейском районе для обмена опытом и обучения. А вернувшись, пытались внедрить полученные знания у себя и посмотреть, какой эффект от этого получится.
Это очень хорошая практика, когда специалист перемещается между объектами, потому что каждое месторождение уникально, к каждому существует свой подход.
Затем после приостановки работ на месторождении я уволился и трудился в другой организации, но из поля зрения родную компанию не выпускал.
И в 2019 году, вновь получив от «Полюса» предложение о работе, я согласился: мне интересно было посмотреть на новый этап развития Наталкинского месторождения. Я пришел в компанию уже главным геологом. В подчинении у меня было порядка 60 человек, в два раза меньше, чем сейчас. Частично коллектив был из старой команды – некоторые специалисты вернулись, как и я. Нам не пришлось притираться друг к другу, мы уже были единым коллективом, который до этого работал вместе.
Когда я вернулся, не узнал ни предприятие, ни само месторождение. Колоссально все шагнуло вперед — с точки зрения производства, охраны труда, промбезопасности. Самое главное, я увидел очень хороший скачок в технологическом развитии, а именно в цифровизации процессов – применение программных продуктов просто на высоте. «Полюс» хорошо идет в этом направлении, и сфера IT достаточно качественно позволяет управлять процессом.
Те идеи, которые мы предлагали в 2012 году и которые казались тогда заоблачными, в 2019 году я застал реализованными и действующими. Это очень впечатлило!
До 2021 года работал в «Полюс Магадане». Там отличная команда руководителей, геологов, да и в целом всех производственников.
— Есть ли отличия в работе коллектива на разных месторождениях?
— В 2021 году компания поставила мне задачу возглавить дирекцию по минеральным ресурсам «Полюс Красноярск». Безусловно, от проекта к проекту, от объекта к объекту, от предприятия к предприятию характер и сама работа коллектива меняются.
Но нас объединяет компания «Полюс». Здесь есть определенные тренды, которые неизменно соблюдаются, векторы, по которым действуют все, правила, которые обязательны для всех. Проще адаптироваться в коллективе, когда у тебя есть некие вводные, которые объединяют бизнес-единицы.
Есть и свои нюансы, и месторождения разные как с точки зрения геологического строения, так с точки зрения качественных характеристик, тех задач, которые решаются на этих объектах. Поэтому и подходы, и коллектив, и те мероприятия, которые выполняются на предприятии, будут различаться. Это нормально. Это и есть, наверное, опыт, который специалист, переходя из одной компании в другую, кладет себе в копилку для того, чтобы в будущем иметь необходимый багаж знаний.
Если сопоставлять месторождения Наталка и Олимпиада, то можно сказать, что масштабы просто несопоставимы. Размах Олимпиадинского ГОКа впечатляет! А чем больше масштабы, тем больше задач, нестандартных моментов. Тем больше амбиций должно быть у специалистов, которые участвуют в их реализации.
— Расскажите, пожалуйста, о проектах, которые вы ведете.
— Директором по минеральным ресурсам в «Полюс Красноярске» я стал в апреле 2021 года. Задачи и планы по выполнению показателей по геолого-разведочным проектам перед дирекцией были поставлены масштабные.
Амбициозный проект по доразведке глубоких горизонтов Олимпиадинского месторождения был начат в 2020 году, а в марте 2022 года мы полностью завершили его. Аналогов ему в мире нет. Мы стали первопроходцами, проводя геологоразведку на такие глубины именно по золоторудным объектам. «Полюс» ранее на таких горизонтах не работал. Все геологи, которые принимали участие в реализации проекта, можно сказать, вошли в историю и с большой гордостью могут в дальнейшем рассказывать об этом.
Месторождение Олимпиада в целом относится к разряду уникальных золоторудных объектов. Проведя разведку, мы получили прирост порядка 170 тонн металла. Цель этого проекта — повысить категоризацию запасов на глубине для того, чтобы дальше рассматривать проекты глубокого освоения месторождения с переходом отработки месторождения от открытой добычи к подземной.
Следующий проект, который также немаловажен для нас, — это месторождение Благодатное. Мы его расцениваем как ресурсный потенциал для строящейся пятой золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ-5). Сегодня мы осуществляем питание рудами этого месторождения ЗИФ-4.
По геолого-разведочным проектам на месторождении Благодатном в 2021 году проведена доразведка. По предварительным данным, геологи предполагали, что месторождение не оконтурено по глубине, и их предположения полностью подтвердились. Проект реализовывался с 2020 года и завершился в 2021 году. Пройдено порядка 40 км колонкового бурения. На этом месторождении мы осуществили бурение собственными силами, тем самым ускорив реализацию задач, которые перед собой ставили.
В целом в реализации проекта доразведки на Благодатном суммарно по минеральным ресурсам получили прирост порядка 100 тонн по месторождению. Дальнейшая судьба месторождения в плане увеличения мощностей, добычи и т. д. будет решаться после реализации всех геолого-разведочных проектов. Пока фокус с Олимпиадинского месторождения плавно перемещается на Благодатное.
Реализуется и ряд поисковых гринфилд-проектов относительно тех месторождений, на которых уже работаем. Это так называемые фланги Олимпиадинского рудного поля. Там проводятся легкие поисковые работы, геологи ходят в маршруты, отбирают пробы по профилям, делают литохимическую съемку. Затем эти пробы анализируются. В этом году состоится защита материалов по этим проектам, и на основании полученных данных будем принимать решения о дальнейших работах. Скорее всего, они перейдут на следующую стадию, более сложную: проходка поверхностных горных выработок, канав, траншей и проектирование поисковых скважин для бурения.
— Несколько слов о коллективе геологов «Полюс Красноярск».
— Большая часть коллектива геологов работает на площадке Олимпиадинского ГОКа, меньшая – в Красноярске. Несмотря на это, в рамках реализации проектов геологоразведки сотрудники, находящиеся в краевом центре, полностью включены в эти проекты, работают в текущем режиме вместе с коллегами.
Поэтому хотелось бы отметить командное решение проблемных вопросов. Без тесного сотрудничества в коллективе, командного духа, я думаю, риски для проектов возникли бы. Главный риск — сдвиг сроков. Ведь на реализации проекта геологоразведки завязаны все остальные последующие шаги по освоению месторождения. Геолого-разведочный проект — это так называемый первый шаг в неизвестность. Мы пришли, получили какую-то информацию, выдали ее в проектирование. Далее — следующий шаг. И так постепенно реализуются стадии к началу отработки месторождения.
Сегодня с уверенностью могу сказать, что опыт 2021 года подтвердил профессионализм геологов, работающих на месторождениях, на разведке и добыче. Полностью ручаюсь за уровень знаний, подготовленности и возможности принятия в нужный момент нужных решений коллектива геологов «Полюс Красноярска».
— Есть ли у вас правила, которыми вы руководствуетесь в работе?
— В первую очередь, необходимо оставаться человеком. Ситуации бывают разные. Думаю, надо по-человечески подходить к оценке ситуации и к принятию решения, минуя амбиции и эмоциональные всплески. Понимать, что я такой же человек, как и мои коллеги, с которыми работаем в команде вместе, помогать им. Я — молодой руководитель, и у многих коллег, которые у меня в подчинении, достаточно большой опыт в геологоразведке и геологии в целом. Поэтому мне абсолютно не зазорно чему-то у них научиться. Это опыт, который надо перенимать, другой такой школы может и не быть. Поэтому надо пользоваться любым моментом – не только руководить, но и учиться одновременно.
— Работа занимает очень большую часть вашей жизни. А как вы предпочитаете отдыхать?
— Большую часть времени я провожу на ОГОКе. Скажу сразу, что вахтовый поселок меня поразил именно своей бытовой сферой. Там есть все, что возможно иметь на добычном предприятии на севере страны. Это просто на пять с плюсом.
Мы каждое воскресенье с коллегами-руководителями собираемся в спортзале и 2–2,5 часа занимаемся игровыми видами спорта – футболом, волейболом, общаемся в неформальной обстановке. Командные спортивные игры объединяют людей. Это помогает в дальнейшем чувствовать себя в команде и во время выполнения производственных задач.
Отпуск посвящаю семье, которая живет в Ростове. Сыну 9 лет, дочке 3 года. Скучаю. Если бы не было видеосвязи и других технологических возможностей, было бы тяжелее. А так каждый день созваниваемся, я в курсе их дел. Сыну в школе задали рассказать о семье, чем родители занимаются. И вот он мне звонит, интересуется: как день прошел, чем занимаюсь, сколько золота добыл…